№3, 1962/Обзоры и рецензии

Литературная критика и коммунистическое воспитание

Последние годы были плодотворны для болгарской литературной критики. Трудно даже перечислить новые работы литературоведов и критиков, вышедшие в Болгарии. И всего радостнее то, что большая часть этих работ принадлежит молодым авторам.

Отрадно, что многие критики видят свои задачи не только во «внутрилитературных» (если можно так выразиться) дискуссиях и теоретических схватках, но и в широком общении с читателем в связи со сложными задачами, поставленными современностью перед обществом. В сущности, это старая традиция: в лучших своих образцах болгарская критика всегда выступала в тесном союзе с публицистикой.

Остановимся лишь на нескольких литературно-критических работах, посвященных одной из самых актуальных и сложных задач нашего времени – коммунистическому воспитанию.

* * *

Новые книги Ефрема Каранфилова – «Тени прошлого», «Современность и мастерство» 1 – богаты литературными и общественно-психологическими наблюдениями.

В первой из них сказывается острое чутье критика, который стойкой иронией, но без грубого пародирования раскрывает механизм буржуазного влияния на молодежь. В общественно-психологических характеристиках Ефрема Каранфилова интересна способность схватывать особенности все более «современных» и экстравагантных форм буржуазного влияния. Обобщающая мысль критика всегда по-новому раскрывает связь последних разновидностей буржуазной психики с ее первообразом тех времен, когда буржуазия была еще в положении парвеню.

Один из характерных литературных этюдов Ефрема Каранфилова – «Нейлоновая интеллигенция». В нем рисуется тип модерниста, бездушного нигилиста с извращенным духовным миром, третирующего болгарскую литературу как «провинциальную» и ориентирующегося на американский образ жизни. Его не интересуют Шекспир или Диккенс, его привлекает только сенсационное, нашумевшее, входящее в моду.

Характерологические исследования Ефрема Каранфилова в книге очерков «Тени прошлого» – «Хитрец», «Никчемный», «В клетке мещанина», «Роботы или творцы», «Закон сообщающихся сосудов» – написаны остроумно, свежо, они близки к художественной прозе и по жанру напоминают социологические наблюдения Теофраста и Лабрюйера.

Совсем иные по жанру очерки составили его книгу «Современность и мастерство». Само ее название говорит о сложности задачи, которую поставил перед собой автор: он стремится связать теоретическое рассмотрение проблем поэтики с насущными потребностями сегодняшней болгарской литературы, призванной воспитывать человека нового, коммунистического мироощущения. Как ни велика при этом опасность излишне прямолинейных решений, нам думается, что автору удалось избегнуть ее. Так, поиск» точной, характерной подробности, борьбу против языковых шаблонов за высокое мастерство в интимно лирике и прочее Е. Каранфилов рассматривает в сложной, но несомненной связи с воспитанием культуры чувств человека социалистической страны.

Ефрем Каранфилов – критик, пробующий свои силы в разных; жанрах. Он автор эссе, теоретических исследований, литературно-критических очерков, портретных характеристик, публицистических статей, рецензий. К сожалению, некоторым из них вредит многословие, в иных слишком большое место занимают элементарные, общеизвестные мысли.

* * *

«Привлекательность» многих новых «изобретений» и «измов» в западной литературе иногда зиждется на недостаточной «осведомленности читателя.

В своей новой книге «Кризис современного западного романа» 2 критику Минко Николову удалось в достаточной мере синтетично обрисовать крупные явления современного западного романа. Прекрасный знаток романа и критической литературы о нем, Минко Николов дает глубокие литературно-критические оценки, делает много интересных наблюдений и сопоставлений. Обладая хорошим вкусом, он находит хотя бы минимальные эстетические ценности в очень противоречивых произведениях, показывает глубоко трагические творческие судьбы талантливейших представителей современной западной литературы. Правда, отдельных страниц все же коснулось некоторое упрощенчество.

В главах «Землетрясение в модернистской психике», «Экзистенциализм и романисты», «О фокусе, эксперименте и современном стиле» и других критик показывает в глубоком разрезе шаткую, изъязвленную психологию буржуазной личности, нашедшую произвольно деформированное и хаотическое выражение в «экспериментаторских» метаниях ряда западных романистов. Критик видит генезис этих явлений, с одной стороны, в капиталистических отношениях и нивелирующем влиянии промышленности, с другой – в житейской растерянности перед ужасами атомной цивилизации, которые убивают личность, толкают ее к отчаянию, уходу в себя, к равнодушию. Перед романистом-модернистом – демоническая действительность, страшная и необъяснимая. Объявив эту действительность «ничтожностью», он обращается к болезненному и извращенному миру буржуазной личности, которую переносит в душные «клиники» субъективизма и мистицизма.

Не упрощая подлинной картины литературного процесса, Минко Николов показывает мучительную борьбу здоровых реалистических традиций в западном романе с разрушительной силой модернизма и декадентства. С большой любовью пишет он о Томасе Манне. Традиция – это не значит консерватизм. Критик доказывает, что некоторые формальные новшества и композиционно-технические нововведения модернистов приобретают литературную ценность именно в гуманистическом творчестве талантливых; сложных и противоречивых писателей – таких, как Симона де Бовуар, например.

* * *

Основная часть литературно-критических статей в сборнике Николая Янкова «Книги, авторы и время» 3 посвящена болгарской детской и юношеской литературе. Впервые болгарский читатель имеет возможность проследить вместе с критиком и более глубоко осмыслить не только произведения болгарских классиков для детей и юношества, но прежде всего наиболее важные направления современной детской литературы, ее ответственное место в современной литературе Болгарии.

Николай Янков справедливо указывает на богатство и национальное своеобразие болгарской литературы для детей и юношества, не раз подчеркивает, что в ее развитии участвовали самые’ значительные болгарские писатели. Причем – с полной мобилизацией таланта!

Критик удачно характеризует оживление в литературе для юного поколения, происшедшее после Постановления БКП о задачах детской я юношеской литературы (1953). У Николая Янкова рецензируемые книги и литературно-критические заметки очень часто становятся поводом для самостоятельного публицистического вмешательства в важные вопросы коммунистического воспитания; это характерная черта статей, вошедших в сборник «Книги, авторы и время». Они отличаются простотой и отсутствием претенциозности, искренностью и чистотой чувства, глубокой серьезностью и заботой о литературе для детей и юношества, о повышении их роли в коммунистическом воспитании, сходное впечатление оставляют и статьи и очерки Николая Янкова, посвященные литературе для взрослых. В его работах об Иване Вазове, Христо Смирненском, Димитре Димове, Менелаосе Лундемисе, Любомире Левчеве и других оценки далеки от шаблона и ритуала литературно-критической «дипломатии». Стиль Николая Янкова может вызвать разные суждения и критические замечания, но одно бесспорно: этот стиль – не только испытанное средство общения с самым широким кругом читателей, но и результат стремления критика открыто заявить о своей позиции.

Следует, однако, пожалеть, что, составляя сборник, автор не всегда был достаточно взыскателен, включив в него и некоторые статьи, без которых он только бы выиграл.

* * *

Работы, которых мы коснулись, отличаются друг от друга по теме, жанру, стилю. Но все их объединяет подчеркнутый интерес авторов к проблемам коммунистического воспитания и формирования духовного облика писателя и читателя.

Перевела Т. Рузская

г. София

  1. Ефрем Каранфилов, Сенки от минадото, «Народна мдадеж», София, 1960, 217 стр., Съвремевност и майсторство, «Былгарски писател», София, 1961, 326 стр.[]
  2. Минко Николов, Кризата в модерния западен роман, «Български писател», София, 1961, 198 стр.[]
  3. Николай Янков, Книги, автори и време, «Български писател», 1961, 294 стр.[]

Цитировать

Димитров, С. Литературная критика и коммунистическое воспитание / С. Димитров, П. Петков // Вопросы литературы. - 1962 - №3. - C. 216-218
Копировать