№3, 1970/На темы современности

Литература – предмет эстетический

Социологическое исследование эстетической подготовки учителей и учащихся, состояния эстетического воспитания в школе ведется в Институте художественного воспитания. К сожалению, окончательные результаты еще не получены, исследование еще не завершено. Боясь ошибиться, скажу только, что интенсивность интереса к искусству, в том числе, конечно, и к литературе, у школьников заметно возрастает начиная примерно с пятого класса. Поэтому по интенсивности интереса к искусству школьники седьмых – восьмых классов, не говоря уже о старшеклассниках, опережают своих родителей и даже учителей. Тем самым семья, а порою и школа часто не могут оказать серьезного влияния на эстетическое воспитание детей.

По моим собственным наблюдениям и наблюдениям наших сотрудников, ухудшилась филологическая подготовка будущих учителей в педагогических институтах. Если при этом учесть, что студенты филологических факультетов почти совершенно не занимаются историей и теорией искусства, а на уроках литературы, на факультативных занятиях и во внеклассные часы им придется обращаться и к истории живописи, и к анализу музыкальных произведений и кинофильмов, то станут понятны те трудности, которые и в дальнейшем мы будем испытывать в области эстетического воспитания детей.

К сожалению, среди методических журналов, непосредственно адресованных учителю средней школы, только один журнал – «Литература в школе» – освещает вопросы искусства. Другого печатного органа, на страницах которого могли бы всерьез обсуждаться проблемы эстетического воспитания, у нас нет. Но и журнал «Литература в школе» не может заняться ими в полном объеме, потому что он озабочен, и это естественно, преподаванием литературы в средней школе, да к тому же невелик по листажу и появляется в свет один раз в два месяца.

Как же выполняет журнал «Литература в школе» свою прямую задачу, которая, по-моему, неотрывна от общих задач эстетического воспитания, поскольку сейчас оно осуществляется в школе прежде всего на уроках литературы?

За последние годы в журнале опубликовано много хороших статей, особенно в разделах «Литературоведение» и «Консультация». Хорошо ведется ленинская тема. Чаще помещаются статьи о советских писателях, о новых произведениях советской литературы, о за рубежных авторах. И это правильно. Если фундамент эстетического развития детей составляют классические произведения мировой литературы, то уровень их анализа зависит от состояния современной литературы и критической мысли. Значительно лучше, чем в прежние годы, стал и методический отдел журнала. Главное, чего добивается журнал, и добивается, по-моему, успешно, – это преодоление вульгарной трактовки литературных произведений. Сказалось, конечно, развитие нашей эстетической мысли в последние годы. Не прошли бесследно и дискуссии о преподавании литературы в школе. Разумеется, не всегда и не во всех статьях редакции удается избежать поверхностного анализа, но стремление рассматривать литературное произведение прежде всего как произведение искусства, стремление к гармоническому сочетанию социологического и эстетического анализа ясно прослеживается.

Особенную трудность такое сочетание всегда представляло для методического отдела. И то, что сейчас здесь уже не встречается или почти не встречается крайностей вульгарного анализа, само по себе очень отрадно. А ведь рецидивы вульгарного социологизма еще довольно часты в методических работах. Например, в «Методических рекомендациях в помощь учителю русского языка и литературы», вышедших в Ярославле, читаем: «В период изучения темы «Литературная борьба 60-х годов XIX века» на уроке или во внеклассное время рекомендуется рассказывать о поэзии «чистого искусства» и ее реакционной сущности. Читаем стихи Фета «Сияла ночь, луной был полон сад», «Только в мире и есть» и другие, проигрываем романс на слова Фета «Я тебе ничего не скажу». Надо обратить внимание детей на красоту, музыкальность этих стихов – и в то же время подчеркнуть их антинародность. Учитель приводит учащихся к мысли: тонко чувствовать и изображать красоту природы, копаться в своих интимных переживаниях могли в то время только дворяне, жившие за счет пота и крови крепостных крестьян. И лишь на первый взгляд безобидны эти стихи. Реакционность их понятна: они убаюкивали, усыпляли, уводили от борьбы, от протеста в мир интимных переживаний». Но не только авторы из Ярославля грешат вульгарным социологизмом: столичное издательство «Просвещение» недавно выпустило книжку П. Воробьева «Рассказы И. С. Тургенева в школе», содержащую немало «впечатляющих» примеров «препарирования» замечательных тургеневских произведений.

К чести журнала, рецидивы вульгарного социологизма встречают на его страницах резкий отпор. Но, может быть, протест против подобного рода восприятия и анализа литературных произведений запоздал и потому надобность в нем не очень велика? Ничуть не бывало. В школьной методике гораздо дольше сохраняются пороки, которые в недавнем прошлом были свойственны «взрослой» эстетике и «взрослому» литературоведению.

Вульгарный социологизм многолик и может вдруг проявиться в самом невинном и столь привычном для школьной методики вопросе, как, например, «в чем смысл такого-то произведения», «какова основная мысль стихотворения»? Понятно стремление учителей убедиться в том, «дошла» ли, так сказать, идея произведения до сознания ученика.

Цитировать

Коровин, В. Литература – предмет эстетический / В. Коровин // Вопросы литературы. - 1970 - №3. - C. 70-74
Копировать