Литература как предмет сравнительного изучения
Dionyz Durisin, Z dejln a tedrle literranej komparatistiky, Vydavatelstvo Sloyenekej akademie vied., Bratislava 1970. 408 стр.
Работы словацкого ученого Д. Дюришина привлекают в последние годы большое внимание научной общественности. Это объясняется не только все расширяющимся кругом проблем, в этих работах затронутых, но и углубленно теоретическим к ним подходом. Несколько лет назад Д. Дюришину в книге «Словацкий реалистический рассказ и Гоголь» удалось, пользуясь методом сопоставительного анализа, показать этапы восприятия творчества русского писателя литературной средой Словакии на протяжении XIX и XX веков и проследить воздействие Гоголя на развитие словацкой прозы. Историко-литературный подход к материалу Д. Дюришин сочетает с комплексным рассмотрением узловых проблем данной области. В следующей его книге «Проблемы литературной компаративистики» (1967) и в докладе о развитии словацкого сравнительного литературоведения, сделанном на конференции, посвященной русско-словацким и украинско-словацким литературным взаимосвязям в октябре 1970 года; поставлены важнейшие вопросы сравнительно-исторического изучения литератур.
Новая работа ученого, подытоживающая ранее сделанное, распадается на два раздела: первый раздел озаглавлен «Из истории литературной компаративистики», второй – «К теории сравнительного изучения литератур».. Характеризуя поставленную им перед собой задачу, Д. Дюришин пишет, что стремился внести «скромный вклад в методологию марксистского сравнительного изучения литературы». Интерес к методологическим аспектам компаративистики определяет в книге Д. Дюришина и подход к конкретным историко-литературным темам (статьи «Творчество Тургенева как предмет сравнительного изучения», «Творчество С. Ваянского как предмет сравнительного изучения»), и характер интересов автора в области истории сравнительно-исторического литературоведения.
«При оценке сравнительного метода в литературоведении мы исходим из убеждения в необходимости постепенной интеграции так называемого «внутрилитературного» (то есть ограничивающегося материалом одной национальной литературы) и «межлитературного» подхода к художественным явлениям.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.