№6, 1972/На темы современности

Великое творческое братство

Народы нашей страны готовятся к великому празднику – 50-летию образования СССР. Минувшие полвека, весь опыт коммунистического строительства в области культуры – величайшее торжество ленинской национальной политики, пролетарского интернационализма, равенства и дружбы народов. На XXIV съезде партии отмечалось, что плодотворное развитие литературы и искусства происходит во всех наших республиках, на десятках языков народов СССР, в ярком многообразии национальных форм.

Редакция журнала «Вопросы литературы» обратилась к старейшему советскому поэту Николаю Семеновичу Тихонову, много и плодотворно работающему над укреплением дружбы и теснейшей взаимосвязи литератур братских народов СССР, с просьбой поделиться своими мыслями о том, что составляет главные новаторские качества советской литературы. Были также поставлены такие вопросы: как изменились взаимосвязи литератур за полвека! Какие факторы больше всего способствовали и способствуют взаимовлиянию и взаимопроникновению астатического опыта братских народов нашей страны! Как взаимодействуют в литературе национальное и интернациональное! Каким видится завтрашний день советской литературы! Беседа с Н. С. Тихоновым публикуется по живой записи.

Когда мы перелистываем страницы истории нашей литературы, обращаясь к незабываемым 20-м годам, то видим, как вое тогда кипело, бурлило, переворачивалось… Нынешнюю молодежь не может не поразить пестрая смесь литературных групп, существовавших в то время и действовавших одновременно. Вес эти футуристы, имажинисты, акмеисты, символисты, неоклассики, ничевоки, презантисты издавались и переиздавались, выпускали скороспелые книги и брошюры по всей стране. Литературные диспуты, начинавшиеся шумными эстетическими декларациями, заканчивались настоящими сражениями и побоищами. Над всей этой разнохарактерной движущейся литературное действительностью возвышались писатели, сформировавшиеся еще в дореволюционную пору, известные своими произведениями не только в нашей стране, но и во всем мире. Им и новому поколению предстояло стать родоначальниками новой, небывалой еще на свете литературы.

Во главе этих писателей стоял Максим Горький… Листая журналы и издания тех лет, видишь, что в них одновременно писали об Октябрьской революции, о социальных потрясениях – с разной степенью достоверности – такие разные поэты, как Маяковский, Ахматова, Мандельштам, Демьян Бедный, Брюсов, Цветаева, Клюев, Есенин… Появились и совсем новые литературные силы, зазвучали еще не окрепшие, но сильные голоса. Примечательно, что наша литература с первых шагов своих развивалась как литература многонациональная. Та пестрая картина литературы, которую можно было наблюдать в Москве и Петрограде, была и на Кавказе, в Средней Азии, на Украине и в Белоруссии. Если с первых лет существования советской власти русская поэзия выдвинула таких революционных поэтов, как Владимир Маяковский и Демьян Бедный, то, например, в узбекской литературе действовал такой революционный поэт, как Хамза Ниязи, выступивший с программным произведением «Бай и батрак». В каждой будущей республике уже в самом начале 20-х годов мы видим поэтов-революционеров, глашатаев новой действительности.

Культура страны, совершавшей величайшие социальные преобразования, не создавалась на пустом месте. За плечами молодых советских писателей, которые появились тогда, стояля классики русской литературы – Горький, Л. Толстой, Щедрин, Лесков, Гоголь, Герцен, Добролюбов, Белинский, Чернышевский… На их традиции можно и нужно было опереться. С первых лет советской власти главным в хоре голосов был, конечно, голос русской литературы. Но уже и тогда рядом с именами русских писателей звучали имена классиков братских литератур. К давно известному имени Тараса Шевченко прибавились имена передовых писателей, таких, как Иван Франко, Михаил Коцюбинский, Илья Чавчавадзе, Акакий Церетели, Х. Абовян, Ованес Туманян, Г. Тукай… Братские литературы находились на разных ступенях развития, но, скажем, мощное влияние Коцюбинского или Ивана Франко на развитие молодых талантов Украины чувствовалось уже о предреволюционную пору; с первых лет советской власти можно, ответить влияние Садриддина Айни на таджикскую или узбекскую литературу; воздействие Ява Райниса, Андрея Упита можно проследить на примере революционной латышской литературы; в Абхазии Дмитрий Гулиа был и прозаиком, и поэтом» и историком, и литературоведом, был Кириллом и Мефодием в одном лице, так как он создал абхазскую азбуку, а затем и первые произведения в стихах, прозе, драматургии на абхазском языке.

Как возникло великое братство литератур?

Это был сложный и длительный процесс. Желание сближения являлось неодолимым, и необходимо отметить громадную роль, которую в этом благородном и насущно необходимом деле сыграл Максим Горький. Работу по объединению Максим Горький вел издавна, публикуя и редактируя еще в дореволюционную пору книги латышских прозаиков, грузинских, еврейских поэтов, армянских прозаиков… У всех перед глазами пример Валерия Брюсова, который уделил Армении, ее поэзии очень много внимания, занимался переводами, помог издать первую большую антологию армянской поэзии. Дружба народов, как и дружба литератур, вырастала, крепла, мужала в боях и сражениях гражданской войны. В рядах Красной Армии находились представители всех народов. Вчерашние воины возвращались к мирному труду, и из их числа выделялись молодые певцы нового мира. Они были сильны новым ощущением времени. Впервые в истории молодые авторы могли работать, окруженные вниманием широкой общественности. Наиболее дальновидные прекрасно понимали, что творчество должно быть проникнуто социалистическим миросозерцанием, что никакими только формальными исканиями успеха не достигнешь, но четкое владение формой обязательно.

Советская литература воспела и запечатлела в образах дружбу народов. Ей были дороги и близки проснувшиеся для революционного исторического творчества люди, которые создавали еще неизвестные миру братские отношения между народами, населявшими Советский Союз.

На первых порах личных связей между молодыми писателями было не так-то уж и много. Во второй половине 20-х годов поэты и прозаики начали искать новых путей общения. Большая группа украинских писателей впервые после революции посещает Ленинград. Москва стала местом постоянных встреч писателей различных национальностей. В Москву ехали со всех сторон, чтобы почерпнуть новое, познакомиться, рассказать о себе. Происходили и в Ленинграде, где я жил, самые неожиданные встречи.

Помню, как однажды открылась дверь моей скромной ленинградской квартиры и на пороге появился человек, который оказался замечательным белорусским поэтом Янкой Купалой. Мы вели с ним долгие и душевные разговоры, делилась общими литературными размышлениями, мечтали о произведениях, которые будут созданы. В жажде братского литературного общения, без всяких командировок отправился я в Закавказье в 1924 году, где попал в интереснейшую семью поэтов. Тут я познакомился с таким замечательным человеком, как Тициан Табидзе. Именно тогда я навсегда полюбил Кавказ, его поэтов и поэзию.

Знаменательнейшее событие всей нашей культуры – Первый съезд советских писателей, который, как известно, состоялся в 1934 году. Максим Горький долго и тщательно готовился к съезду и готовил к нему нас, еще сравнительно молодых, – ведь нам тогда было только тридцать с небольшим лет. Горький говорил, что есть у нас народы, которые имеют многовековую литературу, – армянский, грузинский; есть народы, которые только сейчас начали создавать свою литературу, а иные получили с Октябрем письменное слово, возможность (любимое горьковское выражение!) «живописать словом».

Мы понимали, что эти особенности исключали одинаковый подход ко всем литературам.

Тогда, в преддверии писательского съезда, были созданы литературные бригады, которые решено было послать в разные края, чтобы они познакомились и подружились с писателями в братских республиках. Эти бригады сыграли большую роль в становлении советской многонациональной литературы. Бригады знакомились с работой писателей на местах и сами разыскивали новых поэтов и прозаиков. Когда, например, поехали в Дагестан Луговской, Павленко и я, то мы повсюду спрашивали: «Есть ли у вас поэты? » Иногда мы даже слышали в ответ: «У нас все поэты». Поэты действительно находились. И какие это были находки! Так, в одном ауле мы отыскали Сулеймана Стальского. Нам сказали:

Цитировать

Тихонов, Н. Великое творческое братство / Н. Тихонов // Вопросы литературы. - 1972 - №6. - C. 3-12
Копировать