№3, 1963/Обзоры и рецензии

Литература и современность

Т. Трифонова, Литература и современность, «Советский писатель», М. 1962, 350 стр.

Сборник статей Т. Трифоновой «Литература и современность» привлекает широтой интересов автора.

В фокусе внимания критика находятся коренные проблемы советской литературы: труд как нравственная и эстетическая категория, проблема изображения партии и народа, герой и конфликт, многообразие стилевых направлений.

Статьи Т. Трифоновой отличает обстоятельность, богатство фактов, крепкая историко-литературная оснастка. Всякий раз, для того чтоб резче обозначить черты своеобразия современной литературы, критик отправляется в прошлое – в 20-е и 30-е годы, напоминает и о классических традициях, близких советскому искусству.

Книга «Литература и современность состоит из журнальных статей. За литературоведческими трудами не без основания установилась репутация скучных, засушивающих свой – живой и тонкий – предмет исследования. А вот журнальная статья, если она написана хорошо, интересно, может пополнить запас знаний самого «широкого» читателя, совершенствовать его вкус.

Лучшие статьи Т. Трифоновой – живое, энергичное слово о сегодняшних литературных делах, проверенное опытом развития нашего искусства.

Они написаны в атмосфере, установившейся после XX и XXII съездов Коммунистической партии. Нельзя не сказать о том, что эти статьи – своего рода трезвое и, вероятно, нелегкое осуждение критиком своих прежних, нередко односторонних, умозрительных взглядов на искусство, проявившихся в ее выступлениях 1950 – 1954 годов.

Самые ранние статьи в книге – слабые, прямолинейные. И, наверное, было бы правильно, если б автор не включал их в сборник, вышедший в 1962 году. Но эти работы помогают понять нам, как велик путь, пройденный нашей критикой за последнее десятилетие.

Да, читая сегодня эти статьи, легко «уличить» их автора в пристрастии к общим местам и второстепенным критериям (например, насколько полно влились в сюжет романов о труде технические проблемы, и связаны ли они с психологией героев). Куда как просто высмеять подобные принципы анализа теперь… Но рука не поднимается: потому что сама Т. Трифонова, жизнь которой внезапно оборвалась, успела покончить с многими догматическими и схоластическими положениями, содержавшимися в ее ранних статьях.

В работах 1958 – 1960 годов Т. Трифонова отстаивает принципы критики идейно зрелой и эстетически тонкой. Она доносит до читателя общественный пафос и гражданскую страстность «Искателей» Д. Гранина, «Жестокости» П. Нилина, поэмы «За далью – даль» А. Твардовского, повестей В. Тендрякова, Н. Дубова.

Исследуя роман Д. Гранина, повести П. Нилина, Т. Трифонова сразу же говорит об их широком общественном содержании. «Острие писательской мысли, – пишет она об «Искателях», – направлено против всего того, что мешает этому развитию: против рутины и застоя в технике, против аракчеевского режима, насаждаемого монополистами в науке, против догматизма… против пассивного, равнодушного отношения к своему делу, к людям, к жизни». Роман Гранина охарактеризован сжато и емко: нашей жизни мешает и тот, кому на руку «аракчеевщина», и тот, кто пассивен. Если проверить эту характеристику самой системой образов романа, то убеждаешься: критик глубоко прав.

В самом деле: смысл острого конфликта «Искателей» не исчерпывается столкновением настоящих коммунистов с карьеристами и демагогами. На ход и исход борьбы влияют и те, кто окружает борцов. Те, кто их либо активно поддерживает, либо – своим молчанием (разные причины заставляли людей молчать) – развязывают руки злу. И только, когда большинство людей вырвались из цепкого плена скепсиса, безверия, забитости, страха, тогда сложился настоящий коллектив. Опираясь на него, вместе с ним главные герои и смогли одержать победу.

Сегодня сильнее, чем прежде понимаешь значительность нилинской «Жестокости». Главное в повести, пишет Т. Трифонова, «столкновение коммунистической гуманности, партийной принципиальности с чуждым советскому обществу бездушием, эгоизмом, мещанством». Она анализирует повесть так, что внимание читателя «Жестокости» обращается именно к теме бездушия. С особой остротой сопереживания всматриваемся мы в трагическую судьбу героя повести – Веньки Малышева. Он погиб, ибо не смог перенести крушения своей веры в честность и справедливость человека, представляющего советскую власть!

То, что было случаем в жизни Веньки, стало – в более позднее время, когда Сталин густо посеял семена недоверия между людьми, – трагическим «фактором» нашей жизни… Теперь восстановлены ленинские принципы доверия к человеку – Венька Малышев побеждает. Но он и предостерегает: старое – живуче…

Т. Трифонова едва ли не впервые в нашей критике прямо говорит о тех общественных явлениях, которые отразились в строках о «внутреннем» редакторе в поэме А. Твардовского «За далью – даль». Она сказала об этом тогда, когда иные критики были далеки от правильного понимания этого образа или даже корили поэта за… отход от правды.

Последовательное утверждение эстетически обоснованных позиций анализа, борьба против ограниченного, буквалистского понимания искусства – самая сильная сторона критической работы Трифоновой. Только из-за непонимания особенностей творчества Пановой, Бакланова, говорит критик, этих писателей упрекали в объективизме, натурализме, «узости поля действия». Бакланов – не эпик, и нельзя требовать от него широких полотен, также как нельзя «заставить лирический тенор исполнять басовую партию». Трифонова совершенно свободна от стремления канонизировать «защищаемых» ею писателей, она воюет против схем и канонов вообще.

Верные эстетические принципы углубили и понимание критиком морального пафоса творчества Пановой и Розова: патриотичность их постоянного интереса к простому человеку. А ведь этот герой утверждал порядочность, благородство, честность в те годы, когда именно они подвергались страшным испытаниям.

Лучшие статьи Т. Трифоновой живут и сегодня.

Цитировать

Любарева, Е. Литература и современность / Е. Любарева // Вопросы литературы. - 1963 - №3. - C. 195-196
Копировать