№2, 1961/На темы современности

Литература и наука

В наши дни каждый человек, кто бы он ни был, сталкивается с достижениями науки и техники. В этом – одна из самых замечательных примет современности. Никогда еще так отчетливо не проявлялась роль науки, никогда еще достижения ученых и инженеров не касались столь близко любого из нас.

Прогресс человечества, счастье поколений – и будущих, и живущего сейчас – неотделимы от успехов на переднем крае науки. В научно-технических достижениях последних десятилетий особенно наглядно видно, каким поистине безграничным могуществом обладает разум Человека, какие поистине изумительные творения могут создавать его руки. Освобождение внутриатомной энергии, запуск искусственных спутников и космических ракет, удивительные кибернетические машины, реактивная авиация… А впереди – грандиозные перспективы: термоядерная энергетика, межпланетные полеты, автоматика, проникающая всюду, чудеса электроники, новые материалы и технология производства, многое другое, что сравнительно недавно служило лишь темой фантастических романов.

Читательский интерес к науке необычайно велик, он непрерывно возрастает. И удовлетворить жажду знаний будущих рабочих и инженеров, возбудить интерес к науке у будущих ученых – задача первостепенной важности. Советский Союз готовит больше научных и инженерных кадров, чем самая передовая капиталистическая страна – Соединенные Штаты Америки. Мы хотим сохранить и впредь наше первенство. А стремление к работе на производстве, к научной или инженерной деятельности закладывается со школьной скамьи. Вот почему трудно переоценить роль главного источника, из которого молодежь может почерпнуть знакомство с новым в науке, – научно-популярной литературы.

Именно она призвана восполнить скупые строчки учебников. Именно она должна доходчиво и просто рассказывать о важнейших событиях, происходящих в лабораториях, институтах, на заводах и стройках, на транспорте и в сельском хозяйстве. Вот почему научно-популярная литература для детей и юношества – один из важнейших участков литературного фронта.

Однако у литературы о науке читательская аудитория гораздо шире. Ее читатели – люди разных возрастов и профессий. Никого не удивляет, что в газетах, выходящих миллионными тиражами, печатаются научные отчеты об изучении космоса. Они стали привычными, как и статьи в журналах, рассказывающие о научных открытиях, исканиях, спорах. И примечательно, что не одни только специальные журналы, а и литературно-художественная периодика знакомит читателей с вопросами науки.

Нельзя назвать ни одной сколько-нибудь важной темы, которой не касались бы пропагандисты науки: от покорения космоса» до освоения морских глубин, от успехов биологии до изысканий в. области ядерной физики. Многообразны и формы научно-популярной литературы.

Массовыми тиражами выходят небольшие брошюры по отдельным, частным вопросам, и определенное признание получила; библиотека таких брошюр, выпускаемая уже много лет Физматгизом. Наряду с брошюрами общего характера об основах наук выпуски библиотеки знакомят с новейшими научно-техническими проблемами. Авторы стремятся прежде всего к простоте изложения, помня, что их читатель не обладает никакой специальной; подготовкой, а круг знаний у него ограничен пределами средней; школы.

Более квалифицированный читатель может обратиться к серии брошюр издательства «Знание». В них авторами в основном выступают ученые разных специальностей, которые рассказывают о достижениях близких им отраслей знания. Наконец, читатель, желающий глубже познакомиться с интересующей его проблемой, найдет серьезный, обстоятельный рассказ о ней в научно-популярной серии Академии наук.

Таковы три главных серийных научно-популярных издания, давно зарекомендовавших себя у советских читателей. К ним надо прибавить еще научно-популярную серию Воениздата: хотя в ней затрагиваются главным образом вопросы военной техники, она: интересна и для широкой читательской аудитории.

Мир научно-популярных книг, конечно, не ограничен рамками этих серий: он чрезвычайно обширен и разнообразен. Научно-популярные книги выпускаются многими издательствами – и центральными, и ведомственными, и республиканскими, и областными. И пишутся они не только людьми науки, но и литераторами, не только специалистами, но и популяризаторами-профессионалами. Естественно, что и сами книги разнятся по стилю и композиции.

Инженер И. Полетаев в книге «Сигнал» («Советское радио», 1958) излагает некоторые понятия кибернетики, считая, по-видимому, что читатель знаком с ее основами и что его не нужно заинтересовывать этой новой многообещающей отраслью техники. Он ведет поэтому разговор равного с равным, не задумываясь о форме, о литературном качестве книги. Его работа – образец научно-популярного труда, популярного лишь для достаточно подготовленного читателя. Вряд ли можно было бы рекомендовать книгу И. Полетаева тем, кто впервые знакомится с кибернетикой.

Иной адрес имеет книга журналиста В. Пекелиса и профессора Н. Кобринского «Быстрее мысли» («Молодая гвардия», 1959). Авторы подводят читателя к пониманию общих принципов, на которых основана работа кибернетических машин. Они избегают усложнений, излишней детализации и в то же время придают изложению возможно более энциклопедический характер. Соответственно адресу избран ими и стиль – безыскусственного рассказа.

Наконец, еще одна книга на ту же тему – «Очерки о кибернетике» Л. Теплова («Московский рабочий», 1959). Ее задача – на ряде интересных примеров показать необыкновенные возможности кибернетики, не излагая, как в предыдущей книге, принципы, общие понятия, технику кибернетических устройств. Она отвечает на вопросы «что» и «зачем», оставляя в стороне «как». У нее соответственно и иная литературная форма, точно определенная заголовком «очерк».

Любознательный читатель, которого заинтересуют частные вопросы кибернетики, найдет на них ответ в брошюрах уже упоминавшихся нами серий. Он сможет узнать, например, об автоматическом машинном переводе, о различных применениях кибернетики. Однако изложение в них носит уже сугубо специальный характер. Так одна и та же тема по-разному воплощена в разных типах научно-популярных книг.

Другой характерный пример – тема завоевания космоса. События, которые произошли со времени запуска первого спутника, естественно, вызвали огромный интерес во всем мире. Появились книги, отображающие события начавшейся эпохи освоения космического пространства.

Маленькие читатели – школьники младшего возраста – получили книжку-картинку П. Клушанцева «К другим планетам» (Детгиз, 1959). Это по существу серия рисунков с пояснительным текстом – не более; такая форма достаточно наглядна и доступна для детского восприятия. Но основную нагрузку здесь несет рисунок, а текст играет лишь подсобную роль. Наоборот, в книге К. Гильзина «Путешествие к далеким мирам» (Детгиз, 1958), предназначенной для школьников среднего и старшего возраста, текст чрезвычайно насыщен фактическим, познавательным материалом. Стиль изложения делает эту книгу похожей на учебник, и лишь местами автор прибегает для оживления к диалогам, использует занимательные, «интригующие» заголовки. Романтичность же темы отражена только в иллюстрациях, на цветных вкладках, на которых художники изобразили этапы будущего проникновения человека в космос.

По стилю и оформлению близко к книге К. Гильзина примыкает книга М. Васильева «Путешествие в космос» («Советская Россия», 1960). Ее назначение, бесспорно, выходит за рамки указанной в аннотации «помощи лектору». Об этом говорит и стиль: местами автор отступает от учебно-академической манеры и рисует картины грядущих достижений астронавтики.

Все эти книги не претендуют на исчерпывающее изложение темы, а только в общих чертах знакомят с нею. Более глубокое, но и, естественно, более сухое изложение читатель найдет в книгах А. Штернфельда «Искусственные спутники» (Гостехиздат, 1958) и «От искусственных спутников к межпланетным полетам» (Физматгиз, 1959). Являясь популярными, они в то же время могут служить учебным пособием по астронавтике, в них много таблиц, расчетов, схем и чертежей. Для полноты картины добавим еще две книжки, рассчитанные на взрослого, но мало подготовленного читателя: «Искусственные спутники Земли» Н. Варварова («Советская Россия», 1959) и «Межпланетные полеты» А. Штернфельда – брошюру из серии «Научно-популярной библиотеки» (Физматгиз, 1955). От книжек-картинок до научно-популярных трудов, обстоятельных и серьезных, – таков диапазон форм в популяризации «космической» темы.

Эти два примера показывают, что возможности научно-популярной литературы достаточно велики. Однако больше всего распространены книги, авторы которых считают главной своей задачей – информировать читателя по возможности более простым и доступным его пониманию языком. Литературные качества при этом отступают на второй план. Такие книги более всего полезны как своего рода популярные справочники. Цели же заинтересовать и увлечь читателя они зачастую не достигают.

Но нельзя забывать, что научно-популярной литературе труднее находить дорогу к читателю, чем литературе художественной. Вопросы мастерства популяризации приобретают поэтому особенно важное значение. Не помогут красивые картинки, если в книге будет сухой, неинтересный текст, перечень фактов, хотя бы и удивительных, но не осмысленных, не обобщенных автором. Нельзя полагаться и на конъюнктуру, считать, что читатель прочтет все, если тема злободневна. И не случайно на полках магазинов и библиотек залеживаются популярные книги, посвященные весьма актуальным научным проблемам.

На общем фоне выгодно выделяются некоторые работы, созданные в последние годы. Для них характерно стремление не просто изложить в определенной последовательности определенную сумму фактов. Авторы разнообразят форму изложения, приводят интересные примеры, не занимаются только голой фактографией, а обобщают материал. К таким книгам можно отнести, например, «Тайны стекла» М. Свешникова (Детгиз, 1955). Книга привлекает своей многогранностью, – читатель следит за поисками, которые привели к созданию различных видов стекла – от обычного оконного до специальных сортов, таких, как оптическое, жароупорное, небьющееся, жидкое…

Цитировать

Ляпунов, Б. Литература и наука / Б. Ляпунов // Вопросы литературы. - 1961 - №2. - C. 24-35
Копировать