Линдсей о Мередите
Jack Lindsay, George Meredith, his life and work. London, Bodley Head, 1956, 420 pp.
В рецензируемой монографии Дж. Линдсея рассматривается жизненный и творческий путь выдающегося английского писателя-реалиста Джорджа Мередита (1828 – 1909).
Долгий жизненный путь Мередита протекал на протяжении всего так называемого викторианского периода английской истории. Писатель во многом следовал замечательным традициям мастеров «блестящей плеяды», с большой силой обличая в своих произведениях отрицательные стороны современной ему буржуазной действительности. Наделенный самобытным талантом Мередит открыл новую страницу в истории английского романа после Диккенса и Теккерея, отмежевавшись от апологетов «викторианского рая», а впоследствии резко осудив натурализм и теорию «чистого искусства» писателей-эстетов. Мередит никогда не заблуждался относительно сущности буржуазных порядков. Он сознавал их порочность, не верил в их незыблемость и вечность; в своих произведениях он воздавал им должное. Однако выступая с резкой критикой мира собственников-эгоистов, яркие образы которых он создал в своих лучших романах, Мередит весьма туманно представлял себе путь общественных преобразований1. Политические взгляды писателя свидетельствуют о том, что он стоял на позициях мелкобуржуазного радикализма и был далек от научного социализма. В поисках исцеления от общественного зла он призывал человечество обращаться к помощи «бесстрастной иронии», метафорически представленной им в образе Комического Гения (the Comic Spirit), «чья усмешка эффективней всякого насилия». Развитие общества Мередит представлял себе в виде трех фаз постепенного очищения человеческого духа от инстинкта себялюбия под оздоровляющим влиянием сил природы, матери-земли.
Творческому методу Мередита был в определенной мере присущ объективизм хотя, вероятно, и не в такой степени, как представляется Ал. Аниксту (см. его «Историю английской литературы», 1956, стр. 345). Отношение Мередита к его отрицательным героям-эгоистам высказывается им недвусмысленно, иногда оно выражается в виде страстных обличений (например, в романе «Эгоист»). Но не объективизм отличает Мередита от его предшественников и современников, а скорее его своеобразный метод тонкого психологического анализа внутреннего мира героев, приводящего иногда к болезненной скрупулезности, стремлению передать во всех деталях ассоциативный ход мысли человека. Мередит любил озадачить читателя неожиданной и нередко парадоксальной символикой, заставляя взглянуть на явление «с другой стороны».
Правдивое, без прикрас, изображение буржуазного общества как «среды, губящей и калечащей человеческую личность, воспитывающей не свободных граждан, а моральных уродов – собственников-эгоистов», – вот то главное и ценное в произведениях Мередита, что сближает его с нашей эпохой. Это и стремится показать Линдсей в своей монографии.
Находясь в СССР в качестве гостя на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, Линдсей сообщил в интервью, написанном им для «Литературной газеты», что работает над книгой о писателе, незаслуженно забытом в современной Англии, но равном по таланту и глубине критического реализма великим мастерам «блестящей плеяды» – Диккенсу и Теккерею. Линдсей там же отмечал, что хочет, по мере возможности, восстановить подлинный облик писателя и заново охарактеризовать идейный смысл его творчества, искаженный буржуазной критикой. «Я написал эту книгу потому, что не нашел ни одной работы, где бы серьезно рассматривались вопросы о мировоззрении Мередита и о его творческом методе» 2, – пишет Линдсей в предисловии к монографии.
Пафос «первооткрытия», которым проникнута монография Линдсея, сообщает ей взволнованный, страстный характер. Автор резко полемизирует со своими оппонентами, в результате чего естественно иногда допускает известные преувеличения, а порой торопится сделать «выводы, не представляющиеся достаточно обоснованными.
Линдсей видит в Мередите писателя, «уверенно эволюционировавшего во взглядах от левого радикализма к социализму» (стр. 341) и придерживавшегося мнения, что «развитие одной партии, объединяющей массы народа на борьбу за свержение капитализма, было бы более демократично по существу, чем буржуазная форма управления» (стр. 342). Линдсей привлекает обширный материал, освещая вопрос о симпатиях Мередита к социализму и революции.
- Jack Lindsay, George Meredith, his life and work. London, Bodley Head, 1956, 420 pp [↩]
- Однако, на наш взгляд, Линдсей незаслуженно игнорирует работы К. Фотиадеса, М. С. Гендерсона, Э. Бейли, сделавших серьезные попытки, пусть и не увенчавшиеся окончательным успехом, определить место Мередита в истории английской литературы, уяснить значение его творчества. Впрочем, и сам Линдсей положительно отзывается о посвященной Мередиту книге Рене Галлана.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.