№4, 1977/Хроника

Лермонтовская конференция в Пятигорске

В Пятигорске состоялась очередная научная Лермонтовская конференция 1976 года, организованная Государственным музеем-заповедником М. Ю. Лермонтова. Конференция, темой которой была лирика Лермонтова, собрала ученых Москвы, Ленинграда, Саратова, Симферополя, Грозного, Ташкента и других городов.

Открыл конференцию директор Музея Лермонтова П. Селегей.

В. Мануйлов (Ленинград) подвел итоги изучения лирики Лермонтова. Доклад В. Мануйлова был посвящен выяснению особенностей лермонтовской трактовки батальной темы. Если в русской поэзии XVIII века эта тема решалась в одическом жанре и певцом памятных исторических сражений выступал сам поэт, как бы воплощавший государственную точку зрения, то в лирике Лермонтова на месте Державина, Ломоносова оказывается «рассказчик» – не автор оды, а простой служивый, солдат (в «Бородине») или поэт – живой человек, непосредственный участник сражения («Валерик»). Позиция такого рассказчика позволила Лермонтову соединить батальную тему с любовной, разрушить условность (классицистскую и романтическую) в описании военных сцен.

Творческой истории стихотворения «Валерик» был посвящен доклад Б. и В. Виноградовых (Грозный). Образ автора-повествователя, по мнению докладчиков, сложился еще в ранней редакции. В докладе устанавливается также фактическая достоверность всех «чеченских» реалий, которые нашли отражение в «Валерике». Анализ поздней лирики Лермонтова и места в ней жанра баллады был дан в докладе А. Журавлевой. Сохраняя такие признаки балладного жанра, как легендарность, конфликтность, таинственность, напряженный драматизм, Лермонтов размывает границы балладного канона: в центре лермонтовской баллады – не легендарная личность или событие, не «роковая» враждебность героя миру, иррациональным силам, а трагическая разобщенность, несовместимость границ различных миров (часто двух душ), которые их разделяют («Морская царевна», «Три пальмы», «Русалка»). Этот важный для поздней лирики мотив именно в стихах балладного типа обретает полноту своего наполнения; «привкус балладности» распространяется по всему миру лермонтовской лирики. В отличие от классических образцов, лермонтовская баллада оказывается «впору реальности», о чем свидетельствует и вторжение лирического «я» в сюжет баллады «Сон».

Кроме «Валерика», предметом отдельного анализа в докладах были стихотворения «Спор», «Гусар», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Чума в Саратове».

Стихотворение «Спор» рассматривалось И.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1977

Цитировать

От редакции Лермонтовская конференция в Пятигорске / От редакции // Вопросы литературы. - 1977 - №4. - C. 308-310
Копировать