№1, 1994/Мозаика

Курдский вопрос в творчестве Джеймса Олдриджа

Перечитав когда-то популярные романы «Дело чести», «Не хочу, чтобы он умирал», «Последний изгнанник», «Герои пустынных горизонтов» и особенно «Дипломат» и «Горы и оружие», я заметил, что проза Олдриджа посвящена, среди прочего, теме отношений наций колонизаторских (обычно Англии) и колонизуемых или в прошлом колониальных, но строящих в настоящее время собственную жизнь. Писатель буквально «заворожен» проблемой судьбы «малых наций», вопросом о том, каково их место в истории человечества, проблемой столкновения культурных ценностей. Развитием именно этой темы и определяется эволюция творчества Олдриджа-писателя, становление жанра «политического романа» в его прозе. Заинтересовавшись этой проблемой, автор настоящих строк завязал переписку с Олдриджем, выявившую немало интересных признаний.

Задав прозаику ряд конкретных вопросов, интересовавших меня, я получил ответ. В письме от 9 декабря 1991 года Олдридж указывает, что «идея сконцентрировать внимание на политической ситуации Ближнего Востока – удачна, поскольку лучшее из написанного мною касается так или иначе положения в этом регионе… Теперь от самих жителей Ближнего Востока, без вмешательства сильных внешних союзников, зависит их будущее. Путь к нему будет долгим и трудным … и этот вопрос задает тон всему, что я написал».

При обращении к творчеству Олдриджа, однако, меня интересовала прежде всего одна проблема – судьба курдского народа и ее отражение в творчестве писателя. Здесь также материалы переписки оказали важную услугу исследователю. Они способны помочь по- новому взглянуть на творчество Олдриджа и потому, на мой взгляд, могут быть интересны широкому читателю.

По его собственному признанию, писатель бывал в Курдистане, проезжая со стороны Иранского Азербайджана в Ирак. Именно из этого опыта, так же как и из более поздних встреч с курдами в Сирии, почерпнул писатель материал для своей прозы – отражения курдской темы в романах «Дипломат», «Горы и оружие» и… третьем, еще не опубликованном романе – «День окончен», о котором он также подробно сообщает в переписке.Но прежде всего – вопрос о том, почему именно курдская проблема так заинтересовала писателя?

Курды – Нация, исконные территории которой оказались исторически «поделенными» между несколькими государствами. В связи с этим возникли наименования «Турецкий Курдистан», «Иранский Курдистан», «Иракский Курдистан» и «Сирийский Курдистан»; поселения курдов существуют и вне основной территории их расселения; в том числе в Афганистане и некоторых других странах Ближневосточного» региона. Мужество курдского народа, борющегося за свою независимость, а также за сохранение собственной этнической самобытности, сыграло важную роль в выборе художественного материала, которым оперирует Олдридж. Он признается в письме автору этих строк:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1994

Цитировать

Хамза, Х. Курдский вопрос в творчестве Джеймса Олдриджа / Х. Хамза // Вопросы литературы. - 1994 - №1. - C. 343-345
Копировать