№11, 1974

Культурное строительство в МНР

Народная революция 1921 года, осуществленная под руководством МНП, ознаменовала собой новый этап в истории нашей страны. Монголия вступила на путь национального возрождения, социального прогресса, на путь некапиталистического развития и социалистических преобразований. Эти преобразования затронули все области жизни – и в том числе, конечно, культуру. Осуществленная в Монголии культурная революция пробудила творческую энергию масс, вызвала к жизни великие силы обновления.

Опираясь на ленинское учение о культурной революции, МНРП проводила огромную работу по освобождению народных масс от дурмана реакционной идеологии и религиозных предрассудков. В ходе социалистического строительства росла революционная сознательность и политическая зрелость тружеников. Росли и их культурные запросы.

Уже в 1921 году были созданы первый просветительный клуб и первая библиотека, а в 1924 году – первый музей. Одним из постановлений, принятых сразу же после образования народного правительства, было решение открыть народную школу. IV съезд МНРП (1925) поставил задачу развернуть широкую кампанию за полную ликвидацию неграмотности.

В условиях тогдашней Монголии это была труднейшая и актуальнейшая задача, решение которой потребовало самоотверженных усилий всего монгольского народа. По всей стране появились кружки ликбеза, клубы, библиотеки, культурно-просветительные учреждения, в которых проводилось воспитание трудящихся в духе социалистической сознательности и передовой идеологии.

IX съезд МНРП, обсудив вопрос о работе в этой области, разработал программу строительства новой культуры и принял важные решения о размещении сети просветительных учреждений, подготовке квалифицированных кадров для них, качественном улучшении их деятельности. К 1940 году во всех аймачных центрах появились клубы и стационарные киноустановки. Была одержана решающая победа в борьбе с безграмотностью, разработаны основы современной системы народного образования.

Действенную помощь нам оказывал Советский Союз, где готовились кадры монгольских учителей и культурных работников. Советские друзья щедро делились опытом, накопленным при решении аналогичных задач в отсталых районах России, помогали организовывать курсы, а затем и вузы. Они внесли большой вклад в создание материальной базы новой монгольской культуры.

Оглядываясь на первые десятилетия после революции, понимаешь всю масштабность свершений монгольского народа в деле культурного строительства. Приведу несколько цифр – они достаточно красноречивы: в прошлом Монголия была страной сплошной неграмотности, а к 1957 году неграмотность населения была ликвидирована на 97,3 процента. Сейчас в стране издается 66 газет и журналов, функционирует 440 библиотек, свыше 700 читален, около 500 стационарных и передвижных киноустановок, 23 дома культуры, 26 музеев, 12 профессиональных театров и ансамблей. В 555 общеобразовательных школах в 1974/75 учебном году обучается 289 тысяч детей.

Говоря об успехах монгольской литературы и искусства, законно гордясь нашими достижениями в этих областях, нельзя вместе с тем забывать, что самым главным завоеванием было все же приобщение широких народных масс к современной культуре, к знанию, к творчеству. Без этого был бы невозможен тот подъем литературы, театра, музыки, кино, о котором подробно рассказали советским читателям мои коллеги и друзья в специальном номере «Вопросов литературы», посвященном литературе МНР.

МНРП принимала последовательные меры для развития нового, революционного искусства. Разумеется, прежде всего были использованы традиционные формы и выразительные средства народного искусства. Не случайно первые театральные представления давались в виде традиционных импровизированных пьес или народного вокально-драматического жанра пьесы-песни.

Именно в такой форме была написана С. Буяннэмэхом первая революционная агитационная пьеса «Санду амбан» («Краткая история недавнего прошлого»), где рассказывалось о борьбе народа против маньчжуро-китайских богдыханов, чье владычество длилось два с лишним века. Спектакль напомнил, ценой каких жертв и лишений народ завоевывал свободу и независимость, пока не стал окончательно хозяином своей судьбы в 1921 году.

Вместе с тем наше новое искусство с первых же своих шагов искало современный художественный язык и овладевало опытом передовых художников других стран, прежде всего СССР, стараясь органично сочетать их завоевания с передовыми национальными традициями монгольского театра и музыки. Поиски развернулись особенно интенсивно после организации в начале 30-х годов профессионального театра. Вокруг театра объединились писатели, артисты, музыканты, художники, которые коллективными усилиями стремились утвердить в искусстве революционные идеалы.

VII съезд МНРП, уделивший большое внимание вопросам развития культуры и искусства, еще в 1928 году поставил задачу создания произведений, проникнутых революционным духом. Молодой коллектив театра призван был воплотить в жизнь эти указания партии. Наряду с этим театру предстояло сыграть особую роль в развертывании художественной самодеятельности масс.

Театр привлекал к себе талантливых художников из народа, у его колыбели стояли советские мастера искусств, очень много сделавшие для становления коллектива. В 1933 году на международной олимпиаде революционных театров в Москве монгольский театр, показавший пьесу С. Буяннэмэха «Темная власть», занял одно из первых мест.

Замечательным памятником театрального искусства тех лет является музыкальная драма «Среди печальных гор», до сих пор идущая при переполненном зале. Создавая новую монгольскую драматургию и музыку, театр ставил и произведения классиков мировой литературы и советских писателей. На монгольской сцене уже в 30-е годы шли «Бронепоезд 14 – 69» Вс. Иванова, «Овечий источник» Лопе де Вега, «Слуга двух господ» Гольдони, «Проделки Скапена» Мольера и «Ревизор» Гоголя. Начали свою жизнь в искусстве и другие театры – «Молодой театр», Театр Народной армии, многие самодеятельные коллективы.

По мере развития театрального дела появились условия и для создания кинематографии. В 1935 году открывается киностудия художественных и документальных фильмов, создается фильм «Сын Монголии», имевший огромный успех не только в Монголии, но и в СССР и многих других странах. Конечно, становление национального киноискусства было сопряжено с немалыми трудностями, и сегодняшнему зрителю некоторые фильмы прошлых лет покажутся наивными и иллюстративными. Но были и подлинно значительные ленты. Не приходится говорить о том, каким выдающимся событием в жизни страны был сам факт создания фильмов о Монголии, снятых монгольскими кинематографистами.

Песней «Шивэ Хяхта» («Крепость Кяхта»), повествующей об освобождении кяхтинского маймачена первыми полками Народной армии, открывается история современной музыкальной культуры нашей страны.

Цитировать

Лувсанвандан, С. Культурное строительство в МНР / С. Лувсанвандан // Вопросы литературы. - 1974 - №11. - C. 121-127
Копировать