№10, 1963/Зарубежная литература и искусство

Культура на перепутье

В последнее время широкие круги общественности в большинстве стран Азии проявляют повышенный интерес к проблемам национальной культуры. Это, в частности, находит свое выражение в том, что на страницах газет и журналов, в радиопередачах и выступлениях видных государственных и политических деятелей обсуждению вопросов культурного строительства нередко отводится центральное место. Причины данного явления вполне объяснимы. Пока азиатские народы томились в темницах колониализма, главная проблема для их национальной культуры практически состояла в том, чтобы избежать гибели в условиях ожесточенной борьбы с западным империализмом. И только с завоеванием независимости перед ними открылись возможности для возрождения и развития своей литературы и искусства.

Культурное возрождение Азии, наблюдающееся в настоящее время, является весьма сложным и подчас довольно мучительным процессом. Он проходит в обстановке острой борьбы прогрессивной части общественности одновременно на два фронта: против культурного неоколониализма Запада, поддерживаемого внутренними агентами в самих азиатских государствах, и против отдельных представителей собственной творческой интеллигенции, ошибочно видящих единственный путь к возрождению национальной культуры в огульном отрицании всей западной культуры и возврате к прошлому. Эта последняя тенденция «азиатской обособленности», взятая на вооружение Коммунистической партией Китая, объективно тормозит развитие азиатской литературы и искусства, приводя в итоге к их изоляции, к насильственному навязыванию изживших себя форм, к пропаганде устаревших, а иногда и прямо реакционных идей и концепций.

Серьезную опасность для культуры молодых государств на данном этапе представляет также культурный неоколониализм.

В годы колониального господства империалистические державы не останавливались ни перед чем ради подавления всех и всяких элементов национальной культуры угнетаемых ими народов. Одновременно шел процесс усиленной европеизации немногочисленной местной интеллигенции, почти целиком состоявшей из представителей привилегированных классов. Колонизаторы без конца твердили, что все национальное, самобытное является синонимом дикости, варварства, что Запад – единственный носитель культуры и цивилизации, который самой судьбой призван править миром. Но история, как известно, не стоит на месте. Мощная волна национально-освободительного движения разорвала цепи колониального рабства, сковывавшие азиатские народы. Вместе с тем получение формальной независимости еще не означает подлинной свободы, ибо последняя невозможна без достижения полной экономической и культурной независимости. Именно на этих фронтах и идет сейчас наиболее острая борьба.

Если раньше западный империализм считал своей главной задачей насильственное уничтожение национальной культуры азиатских народов, не особенно утруждая себя заполнением образовывавшегося вакуума даже грубым суррогатом, то сейчас он применяет самые изощренные методы идеологической диверсии. Его цель – навязать Азии буржуазные взгляды и концепции, толкнуть ее молодую культуру на капиталистический путь развития. При этом в ход пускается все, начиная от усиленной пропаганды модернизма, который выдается за последнее слово в литературе и искусстве, за некое универсальное средство преодоления культурной отсталости, до прямой фальсификации национального наследия, когда пытаются доказать его близость к современным реакционным течениям в империалистических странах.

Вместе с тем империализм старается также сохранить свои позиции в области культуры, захваченные в период непосредственного управления колониями.

Цитировать

Митин, С. Культура на перепутье / С. Митин // Вопросы литературы. - 1963 - №10. - C. 128-131
Копировать