№1, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Критика многонациональная, единая

Мы называем нашу литературу единой, многонациональной. Эта характеристика правомерна и по отношению к критике, хотя бы потому, что критика – часть литературы. Ну, а если не ограничиваться чисто логическим соображением и по существу разобраться в том, что такое единая многонациональная литературная критика?

К этому подводит нас и постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», пятилетие которого мы сейчас отмечаем деловым анализом пройденного пути и нынешней ситуации.

За минувшее пятилетие критика во всех республиках сделала большие шаги вперед – во всех, и это очень важно! Подобно тому как мы говорим о значительном изменении «лица» каждой из национальных литератур, можно сказать и о том, что в каждой литературе изменилось и «лицо» критики.

Я не буду рассуждать здесь об укреплении и развитии методологических принципов критического анализа и о повышения социальной роли самой нашей профессии в культурной жизни страны – об этом много говорилось и в печати, и в докладах, и в выступлениях на недавнем писательском съезде.

Отмечу другие «параметры» роста нашей критики.

В различных республиках, краях, областях литературная критика стала более разнообразной по темам, жанрам, почеркам. Неплохо (и почти повсеместно) освоен жанр, например, литературного портрета. В самых разных наших литературах продемонстрировано многообразие того, что можно назвать стилевыми течениями в литературно-критическом творчестве, – существует критика публицистически-эстетического характера, социологически-эстетического плана, «литературоведчески-поэтического» (от слова «поэтика»!), эстетического склада и т. д. И надо заметить, что такое многообразие стилей, типов, манер в критике стало наблюдаться там, где прежде его не было, где можно говорить о молодости критики как особого типа творческой деятельности, молодости, связанной со сравнительно небольшим реалистическим стажем самой литературы. Я имею в виду, например, развитие киргизской критики за эти годы.

Все это не значит, конечно, что стояла на месте критика в литературах с большим стажем реализма и многожанрового развития. Все более многообразной становится по направлениям интересов работа и русских, и украинских критиков, и грузинских, и литовских, и азербайджанских. С постоянным интересом я читаю работы белорусских критиков самых разных поколений;

Цитировать

Суровцев, Ю. Критика многонациональная, единая / Ю. Суровцев // Вопросы литературы. - 1977 - №1. - C. 10-12
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке