№2, 2006/Книжный разворот

«Красное Колесо» А. И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст. Международный сборник научных трудов

В 2005 году вышел сборник статей «»Красное Колесо» А. И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст» под редакцией А. В. Урманова, третий по счету, посвященный творчеству Солженицына. В 1999 году, к сорокалетию написания рассказа «Матренин двор», увидел свет первый выпуск. В нем по преимуществу заявила о себе исследующая Солженицына провинция. В следующем выпуске, посвященном юбилею выхода в свет «Одного дня Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962), география расширяется: книгу открывает статья доктора философии Оксфордского университета Майкла Николсона. Сборник становится международным.

Выпуск 1999 года не замыкается на рассказе «Матренин двор». В первой статье (А. Урманова), посвященной художественной концепции Солженицына в целом, исследователь утверждает, что дисгармоничность изображаемого автором мира имеет не извечный характер, а является следствием «искажения», «порчи» подлинного, совершенного облика мироздания; что в прозе Солженицына сосуществуют два начала: предельно бытовая конкретика и символическая обобщенность, физическое и метафизическое. Это соответствует христианскому мировоззрению писателя, об этом – следующая статья сборника («Христианская модель бытия в рассказе «Матренин двор»»), которая также выходит за пределы рассмотрения рассказа и оказывается концептуальной для солженицыноведения вообще.

Тенденция к расширению усиливается во втором выпуске серии. Николсон, автор первой статьи сборника («Иван Денисович: Мифы происхождения»), исследует истоки создания рассказа: опровергает мнение (особенно устоявшееся на Западе) о том, будто «Один день» – первое и одновременно лучшее произведение Солженицына. Николсон приводит также хронологию создания всех значительных вещей писателя – они создавались параллельно, а то и до написания «Одного дня». Внимание ученого привлекает до сих пор малоизученная лагерная поэзия Солженицына. Ценно также то, что автор статьи в поисках аргументов для доказательства своих идей и наблюдений не только использует большой круг источников, работ, но и переписку с самим Александром Исаевичем.

Третий выпуск, в котором кроме русских и украинских литературоведов приняли участие такие американские слависты, какР. Темпест и А. Е. Климов, посвящен уже не одному рассказу, а целой эпопее, центральной во всем творчестве Солженицына. «Красное Колесо» – его итоговое произведение, но по большей части недооцененное исследователями. К сожалению, еще после первого издания «Августа Четырнадцатого» (в 1971 году в эмиграции) многие стали либо критиковать писателя за его политические, философские и т.п. взгляды, либо искать мелкие исторические неточности в повествовании. Эпопея же в целом, как часто у нас бывает, оказалась вне пределов внимания критиков. Тех, кто серьезно подошел К рассмотрению особенностей «Красного Колеса» (как Ю. Кублановский), оказалось немного.

В 1990 году был издан четвертый «узел»»повествованья в отмеренных сроках» – «Апрель Семнадцатого», после чего внимание к «Красному Колесу» снова возросло. Стали появляться и весьма серьезные исследования – П. Е. Спиваковского, А. В. Урманова, Н. М. Щедриной, П. К.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2006

Цитировать

Поселягин, Н. «Красное Колесо» А. И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст. Международный сборник научных трудов / Н. Поселягин // Вопросы литературы. - 2006 - №2. - C. 360-363
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке