№12, 1983/Хроника

Конгресс в Добрише

С 5 по 9 сентября 1983 года в местечке Добриш, недалеко от Праги, в красивом старинном замке, где сейчас Дом творчества писателей, состоялся конгресс Международной ассоциации литературных критиков (МАЛК). На открытии конгресса с приветственным словом и пожеланиями успешной работы выступил председатель Союза писателей ЧССР Ян Козак.

И как обычно, после решения организационных вопросов основное внимание его участников было сосредоточено на дискуссии. Наши чехословацкие друзья предложили на обсуждение довольно широкую тему: литература и средства массовой информации. Близкая этой’ тема уже однажды обсуждалась – на Реймсском конгрессе. Это было более десяти лет назад. С докладом от нашей делегации тогда выступил П. Палиевский, доклад этот публиковался и в основных положениях не утратил значения и сейчас.

Однако шло время, накапливался новый опыт, возникали новые проблемы, и оказалось, что вопрос этот как никогда актуален, вызывает к себе самый живой практический и теоретический интерес. Необычайная притягательность телевидения и радио, дающих возможность обратиться к многомиллионной аудитории, заставляет думать о новых формах литературы и литературной критики, может быть, даже о новых жанрах.

Впрочем, тут есть и другие проблемы, заставляющие критику отвоевывать себе на радио и телевидении место, которое в странах Запада с большой настойчивостью занимает реклама массовой продукции, всепроникающего масс-культа. Может быть, как острая реакция на это явление имеет некоторое распространение (она проявилась и в нашей дискуссии) и позиция снобистского отрицания возможностей существования на радио и телевидении литературы и критики потому, что они-де снижают свой философский и эстетический уровень, ориентируясь на разнородную аудиторию.

Тон дискуссии задал основной докладчик Ян Штефчек (ЧССР). Ссылаясь на опыт чехословацкого телевидения, он поставил общие вопросы, которые потом, так или иначе, обсуждались в ходе дискуссии. Он предложил четко разделить два понятия: литература на телевидении и телевизионная литература.

Что это значит?

А вот что. Литература на телевидении – это попытка распространять литературу телеадаптациями (инсценировками) разного типа. В этом случае литература расширяет круг «читателей», «социологизирует» читателя путем демократизации культуры. Речь идет о новой интерпретации литературных произведений, об их более современном прочтении.

Телевизионная литература – это попытка создать собственные формы телевизионной выразительности, это, прежде всего – литература факта. Ян Штефчек считает самыми ценными те телепередачи, где литература дает интерпретацию фактам и где факт на экране визуализирован. Визуализация – новая культурная форма, которую ни в коем случае нельзя отрицать.

Будущее в отношениях телевидения и литературы, как считает Штефчек, состоит в создании собственного языка телевидения, даже если развлекательные программы еще долго будут зависеть от исторических и авантюрных произведений художественной литературы.

Оппозиция к телевидению (речь все-таки больше шла о телевидении – именно оно сейчас среди прочих средств массовой информации владеет вниманием миллионов) дала себя знать сразу же – в выступлении Е. Ларошфуко (Франция), считающей, что подлинная литература для телевидения пока недосягаемая высота.

В последующие дни эту позицию так или иначе поддерживали и развивали представитель Индии Н. Сингх и некоторые участники дискуссии из западных стран, однако в целом она не получила поддержки. Большинству выступавших ясно, что отказаться от возможности представления литературы по каналам радио и телевидения – значит недосчитаться многих и многих новых читателей, любителей литературы.

Конечно же, трудно спорить с тем, что читатель – более активная фигура, чем телезритель, что в самом отношении к телевидению есть элемент культурного иждивенчества. Но надо смотреть вперед, искать новые и совершенствовать найденные формы литературных передач.

Цитировать

Михайлов, А.А. Конгресс в Добрише / А.А. Михайлов // Вопросы литературы. - 1983 - №12. - C. 261-263
Копировать