№8, 1961/На темы современности

Коммунистическое воспитание и задачи литературоведения

Предстоящий XXII съезд Коммунистической партий Советского Союза явится крупнейшим историческим событием в жизни нашей страны. Во всех областях хозяйственной, культурной и идеологической жизни подводятся итоги сделанному, намечаются дальнейшие перспективы. Это тем более существенно, что съезду предстоит рассмотреть и принять новую программу партии, которая определит конкретный план развернутого строительства; коммунизма на ближайшие десятилетия.

Оценивая результаты, с которыми приходит к съезду наука о литературе, одна из важнейших гуманитарных дисциплин, надо исходить из того, как она участвует в общей идеологической работе партии.

В постановлении от 9 января 1960 года «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» Центральный Комитет партии отметил, что «общественная наука сможет выполнить свои задачи только в том случае, если она органически связана с практикой коммунистического строительства и идеологической работы». На основную задачу, стоящую перед всеми работниками идеологического фронта, указывал Никита Сергеевич Хрущев в своих выступлениях перед творческой интеллигенцией, опубликованных в седьмом номере «Коммуниста» за текущий год. «Идеологическая работа Коммунистической партии, – говорил товарищ Хрущев, – направлена теперь на то, чтобы воспитать у всех советских людей новые коммунистические моральные качества и черты характера, полностью искоренить в сознании людей пережитки старого эксплуататорского мира». В этой работе громадную роль играют литература и другие виды искусства. «Работники литературы и искусства, – говорил Н. С. Хрущев, – всегда были и являются верными помощниками Коммунистической партии во всех ее делах. Значение их творческой деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда коммунистическое воспитание трудящихся, формирование нового человека стало одной из самых насущных задач партии. Среди многих средств идеологической работы, которыми располагает партия, мне хотелось бы здесь подчеркнуть значение литературы и искусства, обладающих большой силой художественного, эмоционального воздействия на чувства и сознание людей».

Литературоведение как наука, изучающая художественную литературу, в современных условиях должно последовательно и неуклонно служить этой важнейшей, первоочередной задаче, стоящей в области идеологии, – задаче коммунистического воспитания народа.

Советским историкам и теоретикам литературы предоставлены для этого широкие возможности. Постоянная забота партии о творческом росте передовой советской науки благотворно сказалась и на развитии литературоведения.

Советское литературоведение за последние десятилетия добилось определенных достижений. Эти успехи обусловлены прежде всего глубоким усвоением нашей наукой о литературе принципов марксизма-ленинизма. Позиции марксистско-ленинской литературной науки укрепляются в борьбе с буржуазными и ревизионистскими концепциями литературы, с проявлениями догматизма.

Теоретическая база советского литературоведения – марксистско-ленинская методология. На ее основе углубляется исследовательская работа в области художественного творчества, успешно изживаются неверные и ошибочные тенденции. Достаточно напомнить о проделанной в нашей стране большой работе по преодолению вульгарного социологизма, формализма, узкобиографического и других субъективистских методов. Состояние нашего литературоведения ныне определяют те работы, в которых на основе марксистско-ленинского, последовательно исторического изучения литературы раскрываются основные ее закономерности, глубоко исследуется творчество писателей без затенения одних его сторон и неоправданного приподымания других.

Итоги сделанного нашим литературоведением особенно очевидны при сравнении с современным положением буржуазной науки. Ведь в странах капитализма и по сегодня преобладают работы эмпирические, формалистические, субъективистские, отстраняющиеся от определения закономерностей литературного развития, идейной и эстетической сущности величайших созданий художественного слова.

Ясные идейно-творческие позиции – вот залог успешной работы всех участков нашего литературоведения. Советское литературоведение создало многочисленные коллективные труды и монографические исследования, освещающие литературы Запада и Востока, России и братских народов. Напомним только работы некоторых авторов о крупнейших представителях мировой литературы: о Пушкине (Д. Благого, С. Бонди, В. Виноградова, Г. Гуковского, Б. Томашевского и др.), о Л. Толстом (Б. Бурсова, Н. Гудзия, Н. Гусева, Б. Мейлаха, Т. Мотылевой, Б. Эйхенбаума и др.), о Гёте (В. Асмуса, Н. Вильмонта, В. Жирмунского и др.), о Мицкевиче (М. Живова, С. Советова, Б. Стахеева и др.), о Шекспире (А. Аникста, М. Морозова, Л. Пинского, А. Смирнова и др.), о Сервантесе (К. Державина, Б. Кржевского, Ф. Кельина и др.), о Бальзаке (В. Гриба, Д. Обломиевского, Б. Реизова и др.), о Лу Сине (В.

Цитировать

От редакции Коммунистическое воспитание и задачи литературоведения / От редакции // Вопросы литературы. - 1961 - №8. - C. 3-11
Копировать