№4, 2016/Книжный разворот

Комическое в русской литературе XX века

Комическое в русской литературе XX века / Сост. и отв. ред. Д. Д. Николаев. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2014. 504 с.

Превратить материалы конференции, даже самой «точечной», в коллективный труд непросто. Доктору филологических наук Д. Николаеву, составившему внушительный том статей по итогам международной конференции «Русская комическая литература XX века: История. Поэтика. Критика» (2010), это удалось.

Интерес к проблемам комического традиционен, но понимание его далеко не однозначно. Вспомним, как М. Бахтин в письме переводчику Н. Любимову объяснял «известную одностороннюю серьезность» русской литературы тем, что она не получила «прививки раблезианского смеха (и стоящей за ним великой карнавальной культуры). Отсюда, в частности, и узкое, мелко-сатирическое понимание Гоголя (и однобокое развитие гоголевской традиции в литературе). Отсюда и господствующее y нас какое-то хмурое истолкование Пушкина, «веселый разум» которого сродни Рабле»1.

Здесь не место углубляться в причины подобной оценки: скорее, ученый имел в виду стереотипы восприятия комического в русской литературе официальным советским литературоведением с его отчетливой и порой чрезмерной серьезностью по отношению к классике. Напомним, что бахтинская рукопись о Рабле содержала немало примеров из русской литературы, и это вызвало возражения и во время защиты диссертации, и в ходе дальнейшего ее обсуждения, что в итоге вынудило автора изъять соответствующие фрагменты из переделанной диссертации и не включать их в опубликованную в 1965 году монографию2. Понимание комического в постбахтинские годы советского литературоведения и в его постсоветский период прошло через ряд трансформаций, однако сказать, что в современной отечественной науке о литературе сформировалась наконец целостная теория комического, сопровождаемая полноценной историей русской комической словесности, вряд ли возможно. Именно поэтому появление рецензируемого тома представляется серьезным событием, требующим специального разговора.

Отметим, что замена комической литературы в названии конференции на комическое в литературе в заглавии сборника не случайна: описанный исследователями из Санкт-Петербурга, Москвы, российской периферии, Европы и США комический пласт выходит далеко за пределы юмористических и сатирических изданий, охватывая широкий круг иных литературных источников. Редактор нашел оптимальную структуру для подобного издания, разместив материалы в шести проблемно-хронологических блоках («Вопросы теории», «Начало ХХ века: эволюция комического», «1920-1940-е годы: комическое в СССР и эмиграции», «Драматургия и театр — от Владимира Соловьева до Николая Эрдмана», «Комическое в литературе второй половины ХХ — начала XXI века», «Публикации»).

Открывающая сборник статья Д. Николаева «О единстве русской комической литературы XX века (К постановке проблемы)» задает вектор развития научного сюжета.

  1. Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 тт. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2). С. 639-640. []
  2. См.: Дубровская С. А. «Гоголь и Рабле» как сюжет отечественного литературоведения 1940-1980-х гг. // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2014. Т. 73. № 6. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2016

Цитировать

Осовский, О.Е. Комическое в русской литературе XX века / О.Е. Осовский // Вопросы литературы. - 2016 - №4. - C. 382-385
Копировать