№1, 2009/В шутку и всерьез

Классики и современность (Цитата в эпиграммах)

(Цитата в эпиграммах)

Цитата в художественном произведении — явление не характерное. Ее редко можно встретить, за исключением разве что пародии, в которой она чувствует себя легко и непринужденно. Эпиграмма — сопредельный с пародией жанр — к цитате относится терпимо. Будучи капризной и непредсказуемой, она и цитату использует не всегда традиционно, «эксплуатируя» ее в зависимости от поставленных целей и задач.

Авторы эпиграмм (как правило, народ остроумный и искушенный в литературных делах) способны подать понравившуюся цитату разнообразно и небанально. Она может быть вплетена в ткань миниатюры «закавыченным» отрывком, может мелькнуть ассоциативным намеком, а может явиться основным строительным материалом.

Не всегда цитата присутствует в явном виде, нередко она ощущается едва уловимыми параллелями мелькнувших идей, звукосочетаний, сходства стилей. Встречаются цитаты закамуфлированные. Они могут быть узнаны дотошными читателями, а могут проскользнуть незамеченными, если их не прокомментирует в примечаниях составитель или редактор.

Например, эпиграмма на О. Мандельштама с оспариваемым авторством:

Пепел на левом плече, и молчи —

Ужас друзей — Златозуб, —

может восприниматься как бытовая зарисовка поэта, указывающая на особенность его внешнего вида и поведения. Но она может сказать нечто большее и о нем, и о его окружении, если вспомнить, что в ней заключена перефразированная строчка из баллады В. Жуковского «Кубок» — «и ужас морей — однозуб». Это дополнение мгновенно сообщает эпиграмме многомерность, ибо подразумевает у оппонентов поэта помимо наблюдательности и сарказма еще и знание не самых популярных образцов литературы.

Существует масса эпиграмм с искусно вплетенными цитатами, которые впору включать в викторину «Чьи это строки?». В качестве первоисточников в них могут быть привлечены как знаменитые и популярные, так и малознакомые фразы. Например, такие:

А. Раскин:

Едва успел твой стих забыть,

Как ты статьей меня тревожишь…

Поэтом можешь ты не быть,

Но критиком ты быть не можешь.

(Из Н. Некрасова)

Аноним:

Шагинян умом богата,

Мыслей у нее не счесть.

У нее ума палата,

Но палата номер шесть.

(Из А. Чехова)

И. Тарабукин:

О, критик мой, сатиры чуждый.

Лукавишь снова ты, ей-ей!

«Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности своей».

(Из Е. Баратынского)

И. Тарабукин:

«Пахнет сено над лугами…

В песне душу веселя»,

Академики рядами

«Ходят, сено шевеля».

(Из А. Майкова)

Э. Кроткий о Доме композиторов:

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали

От страха, чтоб мотив соседи не украли.

(Из А. Фета)

Аноним на роман А. Первенцева «Матросы»:

Читал я «Матросы». Сознанья уж нет,

В глазах у меня помутилось,

Увидел в конце: «Продолжение след.» —

Упал, сердце больше не билось.

(Из песни «Раскинулось море широко…»)

Цитатные эпиграммы могут оказаться простыми шутками или остротами, но могут поднимать и проблемные вопросы, усиливая читательские впечатления на сопоставительном контрасте.

Аноним о 1937 годе:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце село,

И теперь уже с рассветом

Жду ареста и расстрела.

(Из А. Фета)

Аноним о Н. С. Хрущеве:

Он был без трубки, без усов,

Но все равно был свергнут с пьедестала.

Какой живот безвременно усох!

Какая лысина сверкать нам перестала!

(Из Н. Некрасова)

Во все времена у читателя наибольший интерес вызывали эпиграммы, посвященные конкретным личностям, их персональным оценкам и оценкам их творчества. Сами собой напрашиваются в эпиграммы цитаты (критические или хвалебные) из произведений тех персонажей, которым эпиграммы посвящены.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2009

Цитировать

Кузнецов, Э.А. Классики и современность (Цитата в эпиграммах) / Э.А. Кузнецов // Вопросы литературы. - 2009 - №1. - C. 374-381
Копировать