Классики и современность (Цитата в эпиграммах)
(Цитата в эпиграммах)
Цитата в художественном произведении — явление не характерное. Ее редко можно встретить, за исключением разве что пародии, в которой она чувствует себя легко и непринужденно. Эпиграмма — сопредельный с пародией жанр — к цитате относится терпимо. Будучи капризной и непредсказуемой, она и цитату использует не всегда традиционно, «эксплуатируя» ее в зависимости от поставленных целей и задач.
Авторы эпиграмм (как правило, народ остроумный и искушенный в литературных делах) способны подать понравившуюся цитату разнообразно и небанально. Она может быть вплетена в ткань миниатюры «закавыченным» отрывком, может мелькнуть ассоциативным намеком, а может явиться основным строительным материалом.
Не всегда цитата присутствует в явном виде, нередко она ощущается едва уловимыми параллелями мелькнувших идей, звукосочетаний, сходства стилей. Встречаются цитаты закамуфлированные. Они могут быть узнаны дотошными читателями, а могут проскользнуть незамеченными, если их не прокомментирует в примечаниях составитель или редактор.
Например, эпиграмма на О. Мандельштама с оспариваемым авторством:
Пепел на левом плече, и молчи —
Ужас друзей — Златозуб, —
может восприниматься как бытовая зарисовка поэта, указывающая на особенность его внешнего вида и поведения. Но она может сказать нечто большее и о нем, и о его окружении, если вспомнить, что в ней заключена перефразированная строчка из баллады В. Жуковского «Кубок» — «и ужас морей — однозуб». Это дополнение мгновенно сообщает эпиграмме многомерность, ибо подразумевает у оппонентов поэта помимо наблюдательности и сарказма еще и знание не самых популярных образцов литературы.
Существует масса эпиграмм с искусно вплетенными цитатами, которые впору включать в викторину «Чьи это строки?». В качестве первоисточников в них могут быть привлечены как знаменитые и популярные, так и малознакомые фразы. Например, такие:
А. Раскин:
Едва успел твой стих забыть,
Как ты статьей меня тревожишь…
Поэтом можешь ты не быть,
Но критиком ты быть не можешь.
(Из Н. Некрасова)
Аноним:
Шагинян умом богата,
Мыслей у нее не счесть.
У нее ума палата,
Но палата номер шесть.
(Из А. Чехова)
И. Тарабукин:
О, критик мой, сатиры чуждый.
Лукавишь снова ты, ей-ей!
«Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности своей».
(Из Е. Баратынского)
И. Тарабукин:
«Пахнет сено над лугами…
В песне душу веселя»,
Академики рядами
«Ходят, сено шевеля».
(Из А. Майкова)
Э. Кроткий о Доме композиторов:
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали
От страха, чтоб мотив соседи не украли.
(Из А. Фета)
Аноним на роман А. Первенцева «Матросы»:
Читал я «Матросы». Сознанья уж нет,
В глазах у меня помутилось,
Увидел в конце: «Продолжение след.» —
Упал, сердце больше не билось.
(Из песни «Раскинулось море широко…»)
Цитатные эпиграммы могут оказаться простыми шутками или остротами, но могут поднимать и проблемные вопросы, усиливая читательские впечатления на сопоставительном контрасте.
Аноним о 1937 годе:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце село,
И теперь уже с рассветом
Жду ареста и расстрела.
(Из А. Фета)
Аноним о Н. С. Хрущеве:
Он был без трубки, без усов,
Но все равно был свергнут с пьедестала.
Какой живот безвременно усох!
Какая лысина сверкать нам перестала!
(Из Н. Некрасова)
Во все времена у читателя наибольший интерес вызывали эпиграммы, посвященные конкретным личностям, их персональным оценкам и оценкам их творчества. Сами собой напрашиваются в эпиграммы цитаты (критические или хвалебные) из произведений тех персонажей, которым эпиграммы посвящены.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2009