№1, 2011/Литературные портреты

Киммерия М. А. Волошина

Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического).

Максимилиан Волошин

Заповедник «Киммерия М. А. Волошина» был создан в 2000 году в соответствии с Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым и Приказом Министерства культуры Автономной Республики Крым на базе Дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле. Тогда же в него вошли старокрымские музеи: Литературно-художественный и Мемориальный домик А. С. Грина.

В основе концепции развития заповедника — земли, названной Волошиным вслед за Гомером Киммерией, — лежит идея существования природы, истории и культуры юго-восточного Крыма как единой объемно-пространственной системы. Прошлое Киммерии, наполненное следами культур ушедших народов, стало легендой, нашло художественное воплощение в творчестве художников, литераторов, музыкантов разных поколений последнего столетия.

«Коктебель — это Волошин, в том смысле, что покойный поэт увидел как бы самую идею местности и дал ее в многообразии модификаций…» — писал Андрей Белый. Неразрывность эстетики ландшафта, исторической насыщенности юго-восточного Крыма и геологически обусловленной, но непостижимой энергетики Кара-Дага звучит во многих произведениях Максимилиана Волошина. Центральное место в этом «киммерийском пространстве» совершенно естественно занимает Дом М. Волошина, с самого своего возникновения несущий печать знаковости, символа, даже — музейности. Дом Поэта как историко-культурный объект включает не только здание с непосредственной музейной территорией, творческое наследие и предметный мир хозяина, но и обстоятельства его жизни, круг его общения и интересов, окружающие строения и пейзаж, то есть все то, что актуализирует личность Максимилиана Волошина. Основными задачами заповедника являются: сохранение наследия волошинской Киммерии, которое условно представлено тремя типами объектов — недвижимые (музеи, могилы, памятные места) и движимые памятники, культурно-исторический пейзаж; поиск и музеефикация объектов, обладающих историко-культурной ценностью; научно-исследовательская работа; вовлечение памятников в туристические маршруты.

Заповедник объединяет комплекс движимых и недвижимых историко-культурных памятников: пять музеев с прилегающей территорией и общим музейным фондом более 70 тысяч единиц хранения, могилу М. Волошина на горе Кучук-Енишары, могилы и надгробия на коктебельском и старокрымском кладбищах.

При заповеднике создан Международный попечительский совет, деятельность которого помогает привлекать серьезные средства и осуществлять долгосрочные программы по музеефикации, сохранности и реставрации движимых и недвижимых памятников, развитию научно-исследовательской и научно-просветительной деятельности, проведению международных научных и творческих мероприятий, реализации издательских проектов.

Дом-музей Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) — замечательного поэта и переводчика, тонкого художника, блестящего мыслителя, критика, философа, гениального жизнестроителя — один из уникальнейших музеев, широко известный в международной культурной среде. Мемориальное здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в короткий ряд музеев, которым в бурях ХХ столетия посчастливилось сохранить действительную мемориальность. Здание является памятником истории, культуры и архитектуры.

Официально музей был открыт 1 августа 1984 года. Впрочем, еще в 1933 году Андрей Белый писал: «Не дом, а — музей; и музей — единственный <…> целое единственной жизни <…> гипсовый слепок с его живого, прекрасного человеческого лица, вечная живая память о нем; ее не заменят монументы».

Родился Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин 28 (16 — по старому стилю) мая в Киеве. Предки по отцу — из рода запорожских казаков, по материнской линии — немцы, обрусевшие в XVIII веке. «Родился я в Киеве и корнями рода связан с Украиной», — писал он в своей автобиографии.

В 1893 году Волошин, ученик гимназии, вместе с мамой переезжает в Коктебель, где 12 сентября 1903 года Е. Кириенко-Волошина и Н. Миловская (по доверенности от Юнге) совершают у нотариуса в Феодосии «акт купчей крепости» на участок земли в Коктебеле для М. Волошина в 1302 квадратных сажени.

В 1903 году в Коктебеле по своему проекту Максимилиан Александрович строит колыбный дом, к которому в 1912-1913 годах пристраивает из дикого камня высоким эркером двусветную мастерскую:

Всей грудью к морю, прямо на восток,

Обращена, как церковь, мастерская…

М. Волошин. «Дом Поэта», 1926

Дом, с разными ритмами архитектурных объемов и окон, опоясанный светло-голубыми террасами-палубами, с вышкой-мостиком, получился удивительно гармоничным, составляя единое целое с коктебельским ландшафтом.

Трагическая и величавая гряда древнейшего вулкана Карадаг, миллионы лет назад устроившего гигантскую скальную инсталляцию: портрет-памятник genio loki (гению места) Максимилиану Волошину — с юго-запада, оживающий мыс Хамелеон и застывшие волны киммерийских холмов, вознесшие к небу могилу Поэта, — с северо-востока — обрамляют необыкновенной красоты залив, на самом берегу которого трехэтажный дом смотрится легким корабликом.

Здесь среди сумятицы горячих лет революции и гражданской войны, трагедий первых лет советской власти Волошин сумел создать неповторимый стиль бытования и общения, сохранить атмосферу гостеприимства, высокой культуры и творчества. Современники называли его Дом Поэта — как высший символ признания Слова — действенного и спасающего.

Этот дом — единственный, волею судьбы оставшийся целым, от дачного поселка Коктебель, выросшего в конце ХIХ — начале ХХ века, и едва ли не единственный в мире, сохранивший тайну и обаяние эпохи Серебряного века в атмосфере жизнетворчества своего хозяина: в нем сохранилось множество предметов, обладающих исторической памятью.

«В поэзии Волошина, в его изумительной кисти, рождающей идею им открытого Коктебеля, во всем быте жизни, начиная с очерка дома, с расположения комнат, веранд, лестниц до пейзажей художника, его картин, коллекций камушков, окаменелостей и своеобразного подбора книг его библиотеки, встает нам творчески пережитый и потому впервые к жизни культуры рожденный Коктебель. Сорок лет творческой жизни и дум в Коктебеле, дум о Коктебеле и есть культура раскрытого Коктебеля, приобщенная к вершинам западноевропейской культуры <…> М. А. появлялся в Москве, быстро входя в ее злобы дня и выступая главным образом в роли миротворца, сглаживая противоречия между противниками <…> и потом бесследно исчезал или в Европу, где он собирал, так сказать, мед с художественной культуры Запада, или в свой родной Коктебель, где он в уединении претворял все виденное и слышанное им в то новое качество, которое впоследствии и создало дом Волошина как один из культурнейших центров не только России, но и Европы», — писал современник Максимилиана Волошина.

Европейски образованный, Волошин много лет прожил в Париже, оставив там обширный круг друзей и свой портрет — образ Поэта, выполненный польским скульптором Эдвардом Виттигом и в 1908 году установленный мэрией Парижа на бульваре Эксельман, вилла 66, где стоит и теперь. Авторская копия этого бюста была приобретена Волошиным у скульптора и находится в Доме-музее.

Среди тех, с кем близко общался Максимилиан Волошин, писатели, философы, музыканты, художники: Р. Гиль, Э. Верхарн, Вяч. Иванов, Н. Гумилев, К. Бальмонт, Андрей Белый, В. Брюсов, М. Цветаева, И. Эренбург, А. Блок, О. Мирбо, Р. де Гурмон, Р. Роллан, А. Толстой, И. Бунин, М. Метерлинк, В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Б. Савинков, Р. Штайнер, А. Минцлова, О. Редон, Ф. Леже, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера, В. Суриков, А. Бенуа, Е. Лансере, И. Грабарь, М. Кустодиев, «бубнововалетцы», Айседора Дункан, В. Ребиков, Г. Нейгауз, С. Дягилев, авиаконструкторы С. Королев и О. Антонов и многие другие.

В 1908 году на участке земли М. Волошина его мама, Елена Оттобальдовна, построила новый дом с флигелем, который составил единую усадьбу. «Постройка второго дома на твоей земле мне стоила 7000 р.», — писала она сыну в письме от 29 октября 1915 года.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011

Цитировать

Полетавкин, Б.П. Киммерия М. А. Волошина / Б.П. Полетавкин, Н.М. Мирошниченко // Вопросы литературы. - 2011 - №1. - C. 411-428
Копировать