№12, 1961/Литература в школе

Каждый раз по-новому

Первые числа сентября, загар и улыбки; радость первых после большого перерыва уроков. Учителя с особенным волнением открывают двери еще незнакомых классов. Ах да, надо же еще написать планы!..

Впрочем, работа нетрудная. Для учителей неопытных в Институте усовершенствования лежат «Примерные планы», опытный учитель и сам все знает, уверенно расписывает недрогнувшей рукой: «Андрей Болконский и Пьер Безухое» – 2 часа, «Светское общество в романе» – 2 часа, «Женские образы» – столько же, «Кутузов и Наполеон», «Отечественная война 1812 года»… Кто, Чернышевский? Пожалуйста!.. Ночью разбудите – скажу: «Новые люди – Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна», «Образ «особенного человека» Рахметова», «Четвертый сон Веры Павловны»… Бедный мой Чернышевский!..

Молодежь пугается: «Идти в учителя – ни за что! Каждый год одно и то же…» И ошибается: вовсе не одно и то же из года в год! Это только планы одни и те же, иногда чуть короче, иногда чуть длиннее, иногда с Гончаровым и Державиным, я с романом «Господа Головлевы», иногда без Державина и без «Господ Головлевых», иногда и без Гончарова; но ведь и самый длинный план написать недолго! Планы – это планы, их напишешь – и живи себе, не забывай время от время заглядывать; «а древо жизни пышно зеленеет»…

Вот Семен Абрамович Гуревич пишет о том, как изучал в классе «Слово о полку Игореве»: тут и макет битвы Игоря с половцами, и краеведческие изыскания, и дискуссия об относительном достоинстве переводов, и чуть ли не восстановление облика достославных князей по их благороднейшим черепам. Иной словесник, глядишь, испугается: «Мыслимое ли дело так Изучать литературу! Пусть уж этим сверхчеловеки от педагогики занимаются, а нам что-нибудь бы попроще…» А Семен Абрамович, между прочим, лукавит, не договаривает всего; вот не была на его уроках, не знаю, а утверждать берусь. Не говорит о том, что «Слово о полку Игореве» изучил с блеском, а Фонвизина вслед за этим – так себе, без блеска, на среднешкольном уровне; и не только потому, что надо было нагнать ускользнувшее время, а и потому главным образом, что «Словом о полку Игореве» и учитель «заболел», и ученики, видимо, «заболели», а после каждого серьезного заболевания депрессия неминуема. И не каждый год «Слово о полку Игореве» изучалось Семеном Абрамовичем именно так, иногда чуть поверхностнее, чуть хуже; так, как рассказано в статье, изучалось оно в тот год или в те годы, когда учителю случалось им всерьез «заболеть»; и не каждый выпуск Семена Абрамовича беседовал с героем Сталинграда Яковом Павловым – не каждый!.. Яков Павлов бы не согласился…

Утверждая все это, я вовсе не пытаюсь умалить или дискредитировать интереснейший опыт, – наоборот! Это и прекрасно, что учитель одного писателя любит чуть больше, другого чуть меньше; в одном году «заболевает»»Словом», в другом – Рылеевым; а в третьем – какая-то искра вспыхнет в классе, и совершенно неожиданно (иногда и для учителя неожиданно) прозвучит тот же Фонвизин. Сколько во всем этом учительского пристрастия, живой влюбленности, живой, движущейся учительской души! «И так – с каждым произведением и с каждым классом, всякий раз по-новому», – цитирую только что прочитанную статью. Монотонны, однообразны только учительские планы, истинная жизнь учительская вовсе не такова,

…Вдруг целый вечер разворачивается – «Шестидесятые годы». На этом вечере «поэты-демократы» затевают диспут с представителями так называемого «чистого искусства»;

Цитировать

Кабо, Л. Каждый раз по-новому / Л. Кабо // Вопросы литературы. - 1961 - №12. - C. 114-117
Копировать