№12, 1961/Обзоры и рецензии

Арнольд Цвейг – писатель-реалист

П. Топер, Арнольд Цвейг, «Советский писатель», М. 1960, 275 стр.

Маститый немецкий писатель, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», Арнольд Цвейг широко известен в Советском Союзе. Вышедшая недавно книга П. Топера о его жизни и творчестве вызывает поэтому законный интерес.

Характеризуя во введении Арнольда Цвейга как писателя одной большой темы, посвятившего свой талант изображению первой мировой войны, автор раскрывает глубокую внутреннюю закономерность этого явления: «Можно сказать, что отношение к войнам, понимание характера войн было для немецких писателей – в большей мере, чем для писателей других стран, – тем вопросом отношения к действительности, ответ на который служил водоразделом и определял литературную борьбу с такой ясностью, с какой не могли бы это сделать формальные декларации и творческие манифесты» (стр. 7).

Свою главную задачу П. Топер видит в том, чтобы на основе анализа наиболее значительных произведений Арнольда Цвейга проследить некоторые тенденции его творчества, существенные для понимания места Арнольда Цвейга в истории немецкой литературы XX века, а также его место в истории новой европейской интеллигенции.

Установление внутренних связей Арнольда Цвейга с современной немецкой литературой является сильной стороной книги. Созвучие творчества Арнольда Цвейга с рядом произведений Томаса Манна, Генриха Манна, Фейхтвангера, Анны Зегерс и целого ряда других немецких писателей выявляется не путем констатации внешнего сходства, а путем анализа самого существа поставленных, этими писателями проблем. П. Топер расширяет рамки нашего понимания места писателя в современной немецкой литературе, показывая, как, оставаясь в пределах сюжетов, связанных с первой мировой войной, писатель разрабатывает вопросы, общие для крупнейших немецких писателей.

Место Арнольда Цвейга в современной немецкой литературе было бы определено еще более полно, если бы автор сравнил его не только с писателями старшего поколения, но и с теми молодыми писателями ГДР, для которых он является непосредственным предшественником и учителем в изображении немецко-фашистской армии как захватнической, приносящей неисчислимые бедствия другим народам. Высказав на стр. 237 эту мысль в общем виде, автор, к сожалению, никак ее конкретно не раскрывает.

Наиболее удачным, на наш взгляд, оказался анализ тех произведений Арнольда Цвейга, которые меньше освещены в критике. Так, при разборе романа «Молодая женщина 1914 года» автор связывает основную морально-психологическую коллизию, разыгрывавшуюся в душе героини, с темой драматического столкновения женщины с окружающим ее обществом в произведениях мировой литературы. В главе о «Вандсбекском топоре» найдены новые, свежие ассоциации с творчеством Томаса Манна, Генриха Манна, Фейхтвангера, хорошо проанализированы основные образы произведения.

В тех же случаях, когда речь идет о более известных и широко освещавшихся в критике романах, как, например, «Спор об унтере Грише» или «Воспитание под Верденом», исследователь в ряде случаев идет по традиционному, уже проторенному пути; но и в пределах устоявшихся общих оценок и суждений П. Топер делает целый ряд тонких наблюдений над художественными особенностями творчества писателя.

В книге создан выразительный портрет Арнольда Цвейга – последовательного реалиста, творчество которого не было сколько-нибудь существенно затронуто декадентскими течениями XX века. Однако это не значит, что реализм Цвейга не изменялся во времени. При определении того нового, что вносит сама история в реализм Арнольда Цвейга, П. Топер исходит из совершенно правильного критерия: «Сегодня на звание реалиста имеет право только тот писатель, в творчестве которого так или иначе ощущается процесс перехода от капитализма к социализму, составляющий основное содержание нашей эпохи» (стр. 259).

С течением времени в произведениях Арнольда Цвейга все больше утверждается мысль о человеке как творце истории, образ революционера – преобразователя жизни. Эволюция Арнольда Цвейга идет в сторону утверждения социалистических идеалов, показа жизни в ее революционном развитии. Именно на основании всех этих новых черт немецкая критика говорит о вызревании в творчестве Арнольда Цвейга метода социалистического реализма.

Проблема эта представляет большой общетеоретический интерес, так как в XX веке творчество многих крупнейших представителей критического реализма развивается в сторону реализма социалистического. Достаточно вспомнить Ромена Роллана, Генриха Манна, Теодора Драйзера.

Однако это важнейшее теоретическое положение появляется в книге П. Топера чересчур поздно, буквально на последних ее страницах, как некий итог и констатация факта.

А между тем творчество Арнольда Цвейга последних лет дает основания для того, чтобы показать, как сама действительность ГДР, современная история с ее сложными политическими проблемами, современная литература социалистического реализма воздействуют на старого писателя, как живое дыхание наших дней входит в его романы об историческом прошлом. Следовало бы более подробно и аргументированно провести эту мысль при конкретном анализе творчества Арнольда Цвейга. Сейчас анализ последних романов Арнольда Цвейга распадается на ряд дробных замечаний.

Мы вполне согласны с П. Тапером, когда он указывает, что возникновение нового метода представляет собою сложный диалектический и противоречивый процесс, и предостерегает против упрощенного понимания эволюции Арнольда Цвейга как автоматического возрастания художественной силы писателя вслед за более правильным пониманием жизни.

«Только в масштабах целых литератур, в масштабах Народов, только в совокупности творческих усилий многих писателей раскрывается историческая закономерность литературного процесса. Творчество Арнольда Цвейга – один из примеров появления новых качеств, причем весьма типичный для всех крупных художников Запада, тех писателей старшего поколения, перед которыми открывалась перспектива поступательного, социалистического развития человечества» (стр. 265), – пишет автор.

Тем важнее было бы более обстоятельно показать реальную сложность этого процесса на примере такого большого мастера критического реализма, каким является Арнольд Цвейг. Ваять хотя бы роман «Затишье».

Сильные и слабые стороны этого произведения, равно как и других появившихся в ГДР книг Арнольда Цвейга, помогают понять всю сложность становления нового метода социалистического реализма. В работе П. Топера есть материал, который подводит нас к пониманию этой проблемы, но, вынося теоретическую часть и самый конец книги, автор как бы разрывает конкретный анализ и обобщения, из него вытекающие.

В целом книга П. Тапера является вдумчивым исследованием и с большой пользой будет прочитана всеми, кто интересуется вопросами современной зарубежной литературы.

Цитировать

Юрьева, Л. Арнольд Цвейг – писатель-реалист / Л. Юрьева // Вопросы литературы. - 1961 - №12. - C. 217-218
Копировать