№4, 1982/Идеология. Эстетика. Культура

К вопросу о структуре литературного процесса

Параллельные художественной литературе идеологические ряды – философия, политика, мораль, религиозные взгляды – оказывают на нее большое влияние. Оно может быть прямым или косвенным, но это влияние есть, присутствует даже тогда, когда его трудно уловить, постигнуть.

Художественная литература эволюционирует под воздействием нескольких факторов: социально-исторического состояния общества; обновляющего влияния традиций; неизбежных и в некотором смысле «автономных» исканий новых знаково-образных и изобразительных возможностей как у отдельных авторов, так и внутри отдельных направлений.

К этим более глубоким факторам можно причислить также народопсихологию, национальный характер (унаследованные психические феномены), влияние других видов искусства. Однако особо важное значение и для состояния, и для развития литературы имеют параллельные ей идеологические ряды. Последние можно, вообще говоря, определить и как идеологическую зону (разумеется, термин этот вводится как рабочий).

Речь идет здесь о таких более длительных, по сравнению с литературным направлением, идейных и духовных состояниях, которые оказывают воздействие на тематику, сюжетно-фабульное содержание, типаж героев, на текстовые структуры. Так, литература находилась под воздействием древней космогонии: египетской, индийской и пр.; потом греческой теогонии – мифов о происхождении богов, а также этических учений, возникших в Азии, таких, как конфуцианство и буддизм; затем испытывала влияние вновь складывающихся историко-идеологических зон, возникших последовательно или параллельно (ислам, христианство, включая и развитие науки в более новые времена). Все это оставляло свой след в ее идейно-духовной сути.

Я бы назвал идеологической зоной и эпоху Возрождения. Это уже более новое время, в которое создаются и утверждаются опыт как инструмент познания природы, привлекающей к себе все более пристальное внимание, и наука, когда устанавливаются универсальные, общегуманистические ценности. В данную эпоху природа проходит через восприятие, через чувства и переживания человека. Она превращается в решающий фактор духовного становления личности и объясняется уже не деистически, не согласно канонам христианской теологии, а как причина самой себя, causa sui. Таким образом, идеологическая зона эпохи Возрождения как бы отрывается, обособляется от идеологической зоны христианского средневековья.

Возрождение частично утверждает буржуазное общество и открывает дорогу новой культуре. Эта сильная цивилизация полноценно реализовала свои стремления, причем Возрождение дало человечеству плеяду могучих талантов, гениев и ускорило литературный процесс.

Последующие три столетия стали эпохой острой классовой борьбы. Она прошла через два этапа: борьба буржуазии с аристократией, кульминацией которой была Великая французская революция, и борьба рабочего класса с буржуазией, вершиной которой стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Эти три столетия характеризуются особой активностью исторического развития, резко изменившего и идеологическую картину мира.

Если ренессансное мышление обращено преимущественно к природе, то послеренессансное занято проблемой общества. В этом заключается суть резко очерченной разницы между Возрождением и Просвещением. Лозунг эпохи Просвещения гласит: от природы, делающей нас равными, к равенству человека в обществе. В эпоху Возрождения родилось осознание природы, причем это осознание включало в себя человека и все человеческое. Во время Просвещения человек уже осознает свою неизбежную зависимость от устройства общества. Он понимает, что не может развиваться полноценно, так как подчиняется не природным, а общественным законам. Власть простирает над ним свою силу, воздвигает барьеры на пути развития его личности, ограничивает свободу и духа, и прогресса. «Естественное состояние», о котором мечтали и которое столь горячо провозглашали лучшие умы человечества, становится государством, где господствующая роль принадлежит новому эксплуататорскому классу – буржуазии. Европейская философская и социальная мысль должна была решать новые проблемы, связанные с общественным устройством. Все это породило идеи Локка, Монтескье, Гегеля, а позже и русских мыслителей XIX столетия.

Важная особенность послеренессансной эпохи – осознание историзма как характерной особенности практики человека и общества. Родилось понимание качественных изменений, происходящих в результате исторического развития, свободы, естественного, данного природой права человека. Дидро писал: никто из людей не получил от природы права командовать другими. В своем «Общественном договоре» Руссо развивает те же мысли, считая, что равенство человека в обществе есть его «естественное состояние». Робеспьер во время дебатов о конституции 10 мая 1793 года, опираясь на идеи Руссо, говорил: человек рожден для свободы и счастья, однако он раб и несчастен. Общество имеет свой целью охранять его права и совершенствовать его существо, но общество всюду его угнетает и доводит до деградации. Настало время напомнить обществу о его долге; прогресс человеческого права подготовил эту великую революцию, и вы социально обязаны ее ускорить. Отныне и впредь будет торжествовать искусство управления, а не искусство ограбления и порабощения большинства в интересах меньшинства; и наши законы не будут средством превращения этих насилий в систему. Монархи и аристократия очень хорошо сделали свое дело. Теперь ваш черед выполнить свое. Иначе говоря, сделать людей счастливыми и свободными посредством закона.

Как сильно и точно для своего времени сформулировано это требование народовластия, демократии, подкрепленное умением управлять с помощью закона!

Конечно, идеи и практика Просвещения и Великой французской революции были порождены своим временем, отсюда ошибочные представления, иллюзии, историческая ограниченность даже самых великих их деятелей. И причина этого прежде всего в том, что они надеялись уничтожить рабство в обществе и освободить человека всего лишь путем изменения политического устройства. Все их дебаты строились вокруг проблем политического равенства, но они конкретно не касались вопросов экономического равенства. Они хотели, чтобы люди были свободными и независимыми, однако не касались главной проблемы – частной собственности: для них частная собственность оставалась неприкосновенной, хотя именно частная собственность делает невозможным равенство людей в обществе. Последующее развитие общества в эпоху господства буржуазии убедительно доказало ошибочность, иллюзорность подобных просветительных представлений.

XIX и XX столетия обращены к реальным общественным процессам. Наука о природе и о человеке существенно продвинулась вперед. Уже в ранних трудах Маркс включает в бытие людей не только их участие в социальной жизни, но и предметное бытие промышленности, способствующее развитию человеческих сущностных сил. Старые механистические взгляды далеко отстали от такого понимания общественной практики. Человечество накопило огромную информацию о самом себе, что нанесло сильнейший удар по христианской теологии. Успехи естествознания и промышленности породили новое отношение к окружающему миру и человеку, которое перешло и в искусство и дало толчок развитию реализма. Означающее и означаемое, толкующее и толкуемое основательно изменились в конкретно-исторической и социально-бытовой «ветви» реализма, а потом и во всем реалистическом направлении XIX и XX столетий. Новые идеи работали на развитие человека, а с ними вырисовывались и новые эстетические ценности в художественной знаковообразной системе.

Еще в XIX веке не только более глубоко был осознан историзм, но и стала очевидной огромная роль психологии в познании личности. Я столь подробно останавливаюсь на этих моментах лишь для того, чтобы показать хотя бы в общих контурах, сколь сильно влияние идеологии не только на всю духовную жизнь, но и конкретно на литературу, как появляются новые и сложные идеологические зоны, через которые проходит человечество в своем развитии.

XIX век примечателен еще одним – принципиально важным: возникновением марксизма.

Как философия истории, как учение о классовой борьбе, как всеобъемлющее учение, позволяющее проникнуть в суть общественных и идеологических структур, марксизм представляет собой высшее достижение человеческой мысли. И, что надо подчеркнуть особо, марксизм – это метод научного познания. Параллельно с марксизмом развивается и наука, выходя на новые рубежи познания. Подлинно реалистическая литература XIX и XX столетий являет собой глубокое проникновение в сущность и человека, и общественной жизни. Марксизм принес знание подлинных законов развития человеческого общества, а также механизмов этого развития, коренных изменений общественного устройства, понимание природы через революционную практику пролетариата. Марксистская идеология внесла особый вклад в развитие науки, искусства, литературы.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1982

Цитировать

Зарев, П. К вопросу о структуре литературного процесса / П. Зарев // Вопросы литературы. - 1982 - №4. - C. 15-28
Копировать