№5, 1997/Заметки. Реплики. Отклики

К вопросу о работе «Восприятие Достоевским неэвклидовой геометрии»

В своей работе Е. Кийко1 рассматривает вопрос, где и когда мог Достоевский познакомиться с идеями неэвклидовой геометрии, и выдвигает гипотезу, что таким источником могла быть статья немецкого физиолога, физика и математика Г. Гельмгольца, опубликованная в августовском журнале «Знание» за 1876 год. Прямых аргументов, подтверждающих этот факт, пока не найдено, равно как и опровергающих его. Предположение Е. Кийко интересно, но, как нам кажется, все-таки маловероятно.

Во-первых, в черновых тетрадях Достоевского того времени нигде нет пометок или ссылок на вопросы, затронутые в этой статье. А как известно, вопросы эти очень интересовали Достоевского. Вспомним, что уже после публикации пятой книги «Pro и contra» Достоевский вновь возвращается к вопросу о параллельных. Об этом существуют записи в черновых тетрадях 1880 – 1881 годов.

Во-вторых, прошло три года с момента появления статьи Гельмгольца и вдруг Достоевский, который никогда не занимался математикой, о ней вспомнил во время работы весной 1879 года над «Братьями Карамазовыми». Может быть, именно в это время журнал «Знание» за 1876 год попал в руки Достоевского? О чем тоже нет никаких свидетельств. Напрашивается вывод: был еще какой-то источник, откуда Достоевский мог почерпнуть знания о неэвклидовой геометрии.

Предположение, что Достоевского с этими идеями познакомил Н. Страхов еще в 1876 году, нам кажется тоже маловероятно (на момент выхода журнала Достоевского в России не было). Е. Кийко в пользу этой гипотезы приводит довод, что статья эта была знакома Н. Страхову. Это видно из письма Страхова к Л. Толстому, Да, это так, но рассказал ли об этой статье Страхов Достоевскому? Посмотрим еще раз тот отрывок из письма Страхова, который приводит в своей работе Е. Кийко. «… С 1868 года учение об эмпиричности нашего пространства стало сильно распространяться и принято первыми авторитетами. Родоначальником его был действительно Лобачевский у нас, но силу ему дали Гаусс и Риман в Германии. Я принялся все это разбирать… оказалась целая литература по этому предмету. Буняковский не знал и десятой доли того, что мне теперь известно, – это меня немало удивило. При помощи Публичной библиотеки все у меня окапалось под руками, и предмет втягивает меня все больше и больше».

Честолюбивый и корыстный человек Страхов (его двуличность и низость очень доказательно показал в своей книге В. Кирпотин2 ), пекущийся всегда не об истине, а о том, как он будет выглядеть перед читателями и потомками, вдруг заводит с Л. Толстым разговор о предмете, которым сроду никогда не занимался (по профессии Страхов зоолог, причем, как пишет В. Кирпотин, – «неудавшийся зоолог» 3 ) и о котором, как выяснилось из его же письма, и представления-то правильного составить не мог. Кстати, Страхов не сообщает Толстому, из каких конкретно источников он почерпнул эту информацию. В своем письме далее Страхов сообщает, что собирается написать ряд статей-опровержений. Но никаких статей он так и не написал. Да и мог ли?

Нам представляется, что затевал этот разговор Страхов, преследуя лишь одну цель: блеснуть в глазах Толстого своей эрудицией. Видимо, поэтому Страхов и «подбросил камень в огород» В. Буняковскому. Академик Виктор Яковлевич Буняковский был в то время центральной фигурой в российской математике.

С другой стороны, Страхов к 1876 году уже понял, что Достоевский его «раскусил». В записной тетради Достоевского, относящейся к 1876 – 1877 годам, есть такая запись о Страхове: «…несмотря на свой строго нравственный вид, втайне сладострастен и за какую-нибудь жирную грубо-сладострастную пакость готов продать всех и все, и гражданский долг, которого не ощущает, и работу, до которой ему все равно, и идеал, которого у него не бывает, и не потому, что он не верит в идеал, а из-за грубой коры жира, из-за которой не может ничего чувствовать. Я еще больше потом поговорю об этих литературных типах наших, их надо обличать и обнаруживать неустанно» ##«Литературное наследство», 1971, т. 83. «Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860 – 1881 гг.», с. 620.

  • Е. И. Кийко, Восприятие Достоевским неэвклидовой геометрии. – В сб.: «Достоевский. Материалы и исследования», т. 6, Л., 1985[]
  • См.: В. Я. Кирпотин, Мир Достоевского. Статьи. Исследования, М., 1983.[]
  • Там же, с. 121.[]
  • Статья в PDF

    Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1997

    Цитировать

    Герман, Ф. К вопросу о работе «Восприятие Достоевским неэвклидовой геометрии» / Ф. Герман // Вопросы литературы. - 1997 - №5. - C. 331-334
    Копировать