№5, 1958/Советское наследие

К. Маркс и Ф. Энгельс о России (По новым материалам)

1

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС выпустил в последние годы три тома «Архива Маркса и Энгельса» 1  содержащие материалы из рукописного наследия К. Маркса и Ф. Энгельса о социально-экономическом и политическом развитии России во второй половине XIX века. Материалы эти представляют исключительную ценность для изучения многих сторон русской общественной жизни этого периода.

Основоположники научного коммунизма проявляли постоянно живой интерес к России. «Маркс и Энгельс, оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо интересовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами» 2, – писал В. И. Ленин. Непримиримые враги самодержавия, Маркс и Энгельс относились с глубокой симпатией к русскому народу и верили в его великое будущее. «…Маркс и Энгельс были полны самой радужной веры в русскую революцию и в ее могучее всемирное значение» 3.

Интерес к России возник у основоположников марксизма еще в 1840-х годах, в период подготовки и создания «Манифеста Коммунистической партии». В это время завязались их первые личные связи и переписка с представителями русского общественного движения. В последующие годы эти связи укрепляются и приобретают все большую прочность. В 1869 – 1870 годах, чтобы иметь возможность следить за экономическим развитием России, Маркс изучает русский язык и с этого времени систематически читает русскую экономическую литературу. Когда в марте 1870 года группа русских революционеров – последователей Чернышевского и противников бакунизма – создает в Женеве Русскую секцию I Интернационала, Маркс по их просьбе становится представителем Русской секции при Генеральном совете Интернационала.

После падения Парижской Коммуны в Западной Европе произошел спад революционной волны. Центр революционного движения переместился в Россию. Все, что совершалось в России в эти годы, привлекало к себе пристальное внимание Маркса и Энгельса. Они считали, что готовившаяся в России буржуазно-демократическая революция не только опрокинет самодержавие, но и даст могучий толчок развитию пролетарской революции на Западе. «Теперь… Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе» 4, – писали Маркс и Энгельс в 1882 году в предисловии к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии».

Этим объясняется неослабевающее внимание Маркса к русской экономике и русской общественной жизни. С помощью передовых русских деятелей Маркс систематически получал выходившие в России официальные издания, научную и художественную литературу, составившие постепенно внушительную часть его библиотеки. Высоко оценивая работы Чернышевского и других передовых представителей русской культуры XIX века, Маркс писал по поводу тех трудностей, которые ему пришлось преодолеть, чтобы выучиться читать по-русски: «Результат стоит усилий… Идейное движение, происходящее сейчас в России, свидетельствует о том, что глубоко в низах происходит брожение. Умы всегда связаны невидимыми нитями стелом народа…» 5.

2

Двенадцатый том «Архива» открывается заметками Маркса о крестьянской реформе 1861 года и пореформенном развитии России. Заметки эти составлены Марксом в 1881 году на основании изучения данных официальных источников («Военно-статистического сборника», «Трудов комиссии для пересмотра системы податей и сборов» и др.), а также русской экономической литературы и публицистики.

Ленин писал, характеризуя сущность крестьянской реформы 1861 года: «Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободители»так повели дело, что крестьяне вышли «на свободу» ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам» 6.

Освещение крестьянской реформы и ее результатов, даваемое Марксом, совпадает с оценкой ее у Ленина.

В «Заметках о реформе 1861 г.» Маркс подчеркивает, что отмена крепостного права явилась для самодержавия и помещиков вынужденным шагом, – одной из главнейших причин ее был рост крестьянского движения в годы, предшествовавшие реформе. «Между крестьянами и помещиками, – пишет Маркс, – шла партизанская война…» (XII, 14) 7. Из работы Чернышевского «Письма без адреса Маркс выписывает следующие слова великого русского революционера, в которых Чернышевский сформулировал противоречие между буржуазной сущностью реформы и ее осуществлением крепостнической монархией «сверху»: «…власть принимала на себя исполнение чужой программы, основанной на принципах, не согласных с характером самой власти» (XI, 8).

Характеризуя ход подготовки реформы, Маркс прослеживает, как уже с первых шагов ярко обнаружилась враждебность самодержавия действительному освобождению крестьян, защита им классовых интересов помещиков. «Александр П, – пишет Маркс, – с самого начала решил дать помещикам возможно больше (а крестьянам возможно меньше),.. -» (XII, 5). Однако первоначально провозглашенные принципы реформы были в дальнейшем еще больше урезаны и ограничены в пользу помещиков. Сопоставляя эти «мнимые принципы» с «практикой», Маркс отмечает, что по каждому пункту крепостническая «практика» при проведении реформы далеко оставляла позади «теорию». Маркс указывает, что помимо выкупа за их собственную землю, размер которого был установлен по произволу помещика и намного превышал фактическую цену отходивших к крестьянам ничтожных наделов, выходившие на волю крепостные должны были «.платить за свою личную свободу» (XII, 9). Анализируя экономические результаты реформы, которая оставила основную массу земли в руках помещиков, Маркс приходит к выводу, что после 1861 года «крестьянин попал в экономическую зависимость от своего прежнего помещика» (XII, 14).

Отмечая буржуазное содержание крестьянской реформы, Маркс в то же время показывает, что она закрепила в русской деревне чудовищные крепостнические пережитки, легшие тяжелым грузом на плечи крестьянина: «Отрезка земли у крестьян. Результаты отчуждения леса, луга, выгона и части крестьянских земель. Фактическая зависимость крестьян от помещичьего произвола» (XII, 11).

  1. »Архив Маркса и Энгельса», т. XI-XIII, Госполитиздат, 1948 – 1955. []
  2. В. И. Ленин, Сочинения, т. 2, стр. 12.[]
  3. Там же, т. 12, стр. 335.[]
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1952, стр. 8.[]
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, Госполитиздат, 1953, стр. 256.[]
  6. В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 65.[]
  7. Здесь и далее цитируется «Архив Маркса и Энгельса», Госполитиздат, тт. XI- XIII, 1948 – 1955. Интересно, что даваемая Марксом характеристика классовой борьбы между помещиками и крестьянами как «партизанской войны» совпадает с характеристикой ее в замечательной повести русского писателя-шестидесятника В. А. Слепцова «Трудное время», описавшего классовую борьбу между либеральным помещиком и крестьянами в первые годы после реформы: «…хороша война, нечего сказать! – Партизанская, брат, партизанская. Больше все наскоком действуют, врассыпную, кто во что горазд». – В. А. Слепцов, Соч. в 2-х томах, т. И, Гослитиздат, М. 1957, стр. 89.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1958

Цитировать

Фридлендер, Г. К. Маркс и Ф. Энгельс о России (По новым материалам) / Г. Фридлендер // Вопросы литературы. - 1958 - №5. - C. 28-39
Копировать