№6, 1979/История литературы

К истории теиста «Каменного гостя»

Пушкинская «маленькая трагедия»»Каменный гость» была впервые напечатана в 1639 году1. ЗАТЕМ второй раз в 1841 году в девятом томе посмертного издания собрания сочинений Пушкина под редакцией В. Жуковского2. Сравнение текстов двух публикаций выявляет в них большое количество разночтений, что не может не вызвать вопроса: почему нарушен принцип, принятый редакторами посмертного издания, – печатать сочинения Пушкина, опубликованные в период с 1837 по 1841 год, без изменений и не очищая текст от предыдущей редакторской правки. Ведь этот принцип был обусловлен высочайшим распоряжением Николая I, данного им не без некоторого колебания под нажимом Жуковского, – печатать все опубликованные вещи Пушкина так, как они уже известны читателю3.

История печатного текста «Каменного гостя» была уже предметом изучения. Ее рассматривал вначале А. Слонимский4, а затем более подробно Б. Томашевский5. Вот что писал Б. Томашевский по поводу публикаций «Каменного гостя» в 1839 и 1841 годах: «Первое издание («Сто русских литераторов», 1839) было подготовлено, по-видимому, при участии Жуковского. Об этом можно судить по одной детали: конец первой сцены Пушкин переделал, но так как последние два стиха новой редакции совпали со старой, то он не переписал их, а просто отметил: «Проклятое etc». Жуковский, по-видимому, для облегчения переписчика, своей рукой дописал два стиха и при этом допустил ошибку: «нет уж сил» вместо подлинного «сил уж нет». Именно в такой редакции этот стих напечатан в сборнике… Хотя в общем и сильно чувствуется некоторый редакторский произвол, некоторый недостаток внимания, но с другой стороны видно, что за изданием следило лицо, хорошо знавшее почерк Пушкина и его приемы письма… Вторым изданием было появление «Каменного гостя» в девятом томе «Сочинений Пушкина», 1841 г….Здесь текст пьесы значительно хуже и редакторского произвола больше» 6. Б. Томашевский полагал, что «второе издание – посмертное 1941г. – подготовлено Жуковским, который, видимо, проверил текст «Ста русских литераторов» по рукописи, устранил некоторые его конъектуры, заменив их своими еще более произвольными, и допустил много опечаток, изменяющих смысл» 7. С этими комментариями не во всем можно согласиться. Без сомнения, первая публикация 1839 года была сделана по известному нам автографу ПД N 920, в котором Жуковский дописал окончание первой сцены. Однако этим и ограничилось его участие в первой публикации «Каменного гостя». Рассмотрим более подробно историю этой публикации.

В начале 1838 года книгоиздатель А. Смирдин обратился в Опеку над детьми и имуществом Пушкина с предложением продать ему право на издание нескольких пьес Пушкина. Предложение показалось Опеке выгодным, и она дала согласие на непечатание «Каменного гостя» и отрывка «Гости съезжались на дачу…». Тогда же Жуковский просмотрел рукописи и внес свои поправки, но рукописи не были переданы Смирдину, и вот почему.

В 1838 году в «Современнике», который перешел к Плетневу, появились ранее не публиковавшиеся стихотворения Пушкина. Опека забеспокоилась. Во-первых, это наносило материальный ущерб семье Пушкина, во-вторых, граф Строганов, конечно, знал, что сочинения Пушкина проходят высочайшую цензуру и самостоятельные публикации могут вызвать неудовольствие Николая I. Опека завела тяжбу с Плетневым и наложила запрет на публикацию не изданных при жизни сочинений Пушкина до высочайшего на то разрешения.

Обо всем этом Г. Строганов уведомил письмом Жуковского, который находился за границей с начала мая 1838 года по 23 июня 1839:

«Милостивый государь Василий Андреевич… в подтверждение мнения моего о невозможности предоставлять от Опеки права журналистам печатать ныне сочинения Пушкина, мне остается присовокупить, что отстранить от Опеки лежавшую на ней по сему ответственность, я просил графа Александра Христофоровича (Бенкендорфа. – А. М.) спросить у государя императора, должна ли Опека при издании в свет ненапечатанных сочинений Пушкина представлять их обыкновенной цензуре или подвергать высочайшему прочтению. Ответ графа был, что его величеству благоугодно читать предварительно означенные сочинения. – В следствие чего в отстранение Опеки от могущей пасть на нее ответственности, я почел обязанностию представить графу же для поднесения на высочайшее благоусмотрение две статьи Пушкина, проданные за 4000 руб. во время пребывания Вашего в С. Петербурге Смирдину, и Биографию, написанную Плетневым.

18 Генваря 1839″ 8.

Жуковский находился в Петербурге между двумя своими поездками, вначале по России, а затем за границей, с декабря 1837 по май 1838 года. К этому времени, следовательно, относится его работа над рукописями. Перед отъездом за границу он сдал рукописи Пушкина под расписку в Опеку графу Строганову. Что же дальше?

Прерванные переговоры со Смирдиным возобновились в феврале 1839 года. 5 февраля в «Журнале заседаний опекунов над детьми я имуществом А. С. Пушкина» был составлен следующий протокол: «Слушали предложение С. Петербургского книгопродавца Смирдина, который изъявил Опеке желание приобрести покупкою за 4000 руб. ассигнациями право на помещение в издаваемом им собрании русских авторов двух пиес соч. А. С. Пушкина, а именно: Каменный гость и Однаглава из неоконченного романа. – При чем г. Опекун граф Григорий Александрович Строганов объявил, что вследствие вышеупомянутого же предложения книгопродавца Смирдина, он, г. Опекун, прежде чем дать ему – Смирдину разрешение, считая долгом испросить высочайшее соизволение на дозволение напечатать избранные Смирдиным пиесы, – входил он, г. Опекун, в сношения – посему, с графом Александром Христофоровичем Бенкендорфом, который от 2-го текущего февраля уведомил его, что его императорское величество соизволил, на напечатание вышеозначенных пиес, буде цензура не найдет к тому препятствия…» 9

Таким образом, рукописи были направлены Смирдину после 5 февраля 1839 года, а первый том сборника «Сто русских литераторов», где были помещены сочинения Пушкина, вышел в конце апреля или начале мая 1839 года10. Жуковский же вернулся из-за границы только 23 июня 1839 года, так что никакого отношения, кроме указанной поправки в рукописи, к первой публикации «Каменного гостя» он не имел.

Итак, издатели сборника напечатали «Каменного гостя» по автографу ПД N 920, введя в напечатанный текст ряд неизвестных по автографу вариантов. Эти варианты рассматривались как результат редакционной правки Жуковского. Но, как видим, Б. Томашевский ошибся, воссоздавая историю первых публикаций «Каменного гостя».

Каково же происхождение неизвестных по автографу вариантов в тексте «Ста русских литераторов»? Ответ напрашивается как будто сам собой: если не Жуковский, то кто-то из издателей сборника внес редакционную правку. Однако история второй публикации «Каменного гостя» (1841) в посмертном издании сочинений Пушкина под редакцией Жуковского дает нам иную, более сложную версию появления разночтений между автографом ПД N 920 и текстом сборника «Сто русских литераторов».

После смерти Пушкина его рукописи поступили в распоряжение Жуковского. В их числе находился и «Каменный гость». Разобрав и систематизировав рукописи, Жуковский отдал их в переписку. Была изготовлена (в марте 1837 года) и копия «Каменного гостя» 11. Она не сохранилась. Еще одна копия была изготовлена в ноябре 1839 года, когда Жуковский, вернувшись из-за границы, начал готовить к публикации не изданные при жизни сочинения Пушкина в посмертном издании. Считывая эту копию по автографу ПД N 920, мы обнаружили, что она изготовлена не с автографа ПД N 920. Сравнение ее с текстом сборника «Сто русских литераторов» также показало, что копия изготовлена не с печатного текста сборника. Это можно установить совершенно точно, поскольку копия хорошо сохранилась## ИРЛИ (ПД), ф. 244, оп. 8, N9 93, лл.

  1. «Сто русских литераторов. Издание книгопродавца; А. Смирдина», т. 1. СПб. 1839, стр. 49 – 85.[]
  2. »Сочинения Александра Пушкина», т. 9, СПб. 1841, стр. 25 – 68. []
  3. См.: А. Б. Никитенко, Дневник, т. 1, Гослитиздат, М. 1955, стр. 198 – 199.[]
  4. Александр Слонимский, Новости пушкинского текста, «Жизнь искусства», 1919, N 181 – 182.[]
  5. Б. Томашевский, Текст «Каменного гостя», «Записки Передвижного театра», 1923, N 51; Б. В. Томашевский, Комментарии, в кн.: Пушкин, Полн. собр. соч., т. 7, Изд. АН СССР, Л. 1935.[]
  6. Б. В. Томашевский, Комментарии, стр. 552.[]
  7. Б. Томашевский, Текст «Каменного гостя», стр. 2.[]
  8. »Летописи Государственного Литературного музея», кн. 5, Архив Опеки Пушкина, М. 1939, стр. 230 – 231. []
  9. »Летописи Государственного Литературного музея», кн. 5, стр. 390. []
  10. Там же, стр. 395.[]
  11. Там же, стр. 176.[]

Цитировать

Макаров, А. К истории теиста «Каменного гостя» / А. Макаров // Вопросы литературы. - 1979 - №6. - C. 126-139
Копировать