№4, 2011/Заметки. Реплики. Отклики

К истории создания сонета «Поэту». Уточнение датировки

Стихотворение «Поэту», первоначально имевшее подзаголовок «(Сонет)», в Большом академическом собрании сочинений Пушкина датируется 7 июля 1830 года. Эта дата действительно завершает пушкинский автограф. Именно потому она и стала общепринятой.

Но при обращении к автографу выясняется, что он существенно отличается от окончательной редакции стихотворения:

Поэт, не дорожи любовию народной

Восторгов и похвал пройдет минутный шум

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Как царь, живи один. Ступай стезей свободной

Куда тебя влечет твой деятельный ум,

Твори, питая жар глубоких чистых дум

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе: ты сам свой высший суд

Всех лучше оценить умеешь ты свой труд.

И ты доволен им, божественный художник.

Так пусть перед тобой, беснуясь, чернь кричит

И дует на алтарь где твой огонь горит

И детскою рукой колеблет твой треножник.

7 (?) июля 18301.

Курсивом выделены слова, которые будут отсутствовать в окончательном тексте или подвергнутся изменению. Таких мест, как мы видим, много, особенно во втором катрене и второй терцине.

На автографе видны следы карандашной правки, сделанной уже после 7 июля. Но когда именно сделана эта правка, мы не знаем. Похоже, что этот вопрос никем не рассматривался.

В 1830 году Пушкиным было написано три сонета: «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета…»), наш сонет «Поэту» и «Мадонна». Все они датируются этим годом: 15 апреля, 7 июля и 8 июля соответственно. Но автографы двух других сонетов значительных разночтений с окончательными текстами не имеют — и в этом их существенное отличие от нашего автографа.

Так, например, текст автографа первого сонета отличается от окончательной редакции лишь написанием фамилии Водсворта (Водсворф) и порядком слов в 12-м стихе:

У нас его еще не знали девы (т. 3, с. 803).

В окончательной редакции:

У нас еще его не знали девы.

А вот текст автографа сонета «Мадонна»:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я давно желал мою обитель

Чтоб суеверно им дивился посетитель

Внимая мудрому решенью знатоков

О нет! В углу моем, средь медленных трудов

Одной картины я желал быть вечно зритель

Одной — чтоб на меня с холста, как с облаков

Владычица и наш божественный Спаситель —

Она с улыбкою, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в венцах —

Сидящие в тени под пальмою Сиона.

Исполнены мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

8 июля (т.

  1. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 17 тт. Т. 3. М.: Воскресенье, 1994. С. 827-828. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2011

Цитировать

Есипов, В.М. К истории создания сонета «Поэту». Уточнение датировки / В.М. Есипов // Вопросы литературы. - 2011 - №4. - C. 480-485
Копировать