№4, 2011/Книжный разворот

Русский круг Гофмана

Русский круг Гофмана / Сост. Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009. 670 с.

Вышла книга, о появлении которой можно было только мечтать. «Русский круг Гофмана». Одна из книг серии, которую уже с конца 1990-х годов издают сотрудники Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, — серии, необычайно ценной для специалиста и крайне увлекательной для сколь-либо любопытствующего читателя. В этой серии уже вышли «Марсель Пруст в русской литературе» (2000), «Морис Метерлинк в России Серебряного века» (2001). Теперь настал черед Гофмана.

Традиционно бытует мнение, что в России Гофман пользовался особой репутацией — романтика par excellеnce, затмив своей фигурой остальных немецких романтиков. И что роль его, влияние, а также любовь к нему в России стояли несоизмеримо выше, чем его репутация в самой Германии. Здесь не место развивать или же, наоборот, опротестовывать данное мнение, тем более, что хорошо известно свойство русской культуры вообще — «приручать» писателей иностранных, делая из них литераторов (вариант: философов) преимущественно русских. Так, «русским поэтом» провозгласили когда-то Шиллера, «русским философом» — Шеллинга, а столетие спустя — Ницше. Впрочем, когда читаешь «Русский круг Гофмана», то начинаешь в полную меру осознавать, что если в идее подобного «приручения» и есть некая доля преувеличения, то именно доля.

Как ярко демонстрируют представленные в книге тексты, Гофман проходит через всю русскую культуру, будучи реактуализованным, уже после исхода эпохи романтизма, вновь и вновь, причем не только в литературе, но и в иных видах искусства: театре, живописи, балете, кинематографе и скульптуре. И на роль русского Гофмана претендуют не только романтики В. Одоевский или А. Погорельский, но — в другие эпохи — своей театральной маской Доктора Дапертутто — В. Мейерхольд, своим артистическим имиджем — М. Шемякин. Издательства охотно берут себе имена героев Гофмана («Странствующий энтузиаст»); литературные кружки и объединения — название цикла рассказов Гофмана («Серапионовы вечера» Петербурга конца 1830-х годов и «Серапионовы братья» -1920-х годов).

Надо сказать, что это мультижанровое и мультиродовое присутствие Гофмана в русской культуре прекрасно отражено и в полиграфии книги. Помимо представленных в ней и выполненных на подкупающе высоком техническом уровне иллюстраций (здесь и партитура увертюры балета «Щелкунчик» П. Чайковского, силуэты к повестям Гофмана Т. Кафенгауза 1920-х годов, эскизы к опере «Сказки Гофмана» С. Судейкина, А. Лентулова, С. Эйзенштейна, сцены из знаменитых гофмановских спектаклей, иллюстрации к произведениям Гофмана В. Масютина, К.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2011

Цитировать

Дмитриева, Е.Е. Русский круг Гофмана / Е.Е. Дмитриева // Вопросы литературы. - 2011 - №4. - C. 490-493
Копировать