№3, 2011/Книжный разворот

К. А. Степанян. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского

К. А. Степанян. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 400 с.

Новая книга известного литературоведа К. Степаняна — важная страница в мировой науке о Достоевском. Она посвящена ключевому для автора вопросу: что же такое творческий метод писателя — «реализм в высшем смысле», есть ли у него предшественники в мировой культуре, какова история его становления в произведениях Достоевского, в каких художественных структурах и приемах он проявляется? Рассмотрены в книге и проблема «мирской святости» (образ «положительно прекрасного человека» и концепция «иночества в миру»), и вопрос о преемственности Достоевскому как «реалисту в высшем смысле» в мировой литературе XX века. Предлагается, в дополнение к бахтинскому диалогизму, и новый структурообразующий принцип романа Достоевского — «явление <…> Христа, несущего людям Благую Весть о спасении» (с. 379). Рецензируемое издание — один из лучших образцов так называемой религиозной филологии; его автор — православно верующий христианин, чье мировидение релевантно авторской позиции создателя «великого пятикнижия».

Главные достоинства книги — концептуальность и энциклопедизм. Автор выдвигает и обосновывает новое понимание творческого метода Достоевского, восходящее к известной самохарактеристике писателя. Сама категория творческого метода, сформулированная в советском литературоведении 1930-х годов с целью социокультурной дифференциации литературного процесса и служившая инструментом классовой аксиологии, переосмысляется К. Степаняном применительно к творчеству Достоевского в новых, православных, координатах. Вопреки моде на отрицание всего советского, она не отбрасывается в угоду тотальной интеграции с западной наукой о литературе, в которой такая категория отсутствует. Бережное отношение к терминологическому аппарату — гарантия оригинального развития российской науки, и в этом К. Степанян опирается на А. В. Михайлова: «Понятие «метод» несет в себе большой урок для литературоведения»; «»реализм» <…> понятие многоярусное»1.

Задаваясь вопросом о сущности реализма, автор прослеживает историю термина в литературах XIX века и в средневековой философии. Отделив реалистический метод от всех типов мировоззрения как рационального осмысления мира (в том числе в аспекте того или иного вероисповедания), он соединяет его с мировидением художника, включающим в себя и неосознаваемую сферу. Исходя из этого, К. Степанян полемизирует с дефиницией «христианский реализм» (В. Захаров). Термин «духовный реализм» (А. Любомудров, М. Дунаев) несостоятелен из-за «дискриминации» психофизического плана реальности. Особое внимание уделено полемике с определением «символический реализм», восходящим к Серебряному веку. В символическом искусстве, показывает К. Степанян, реальности эмпирическая и метафизическая качественно различаются как низшая и высшая, что противоречит мировидению Достоевского, для которого образ Божий актуализируется всегда конкретно-эмпирически, не отменяя онтологической значимости своего предметного носителя. Итак, «реализм в высшем смысле» — это «воссоздание реального мира в предельно объемном физическом и метафизическом измерении и изображение личности в максимально возможной онтологической глубине» (с. 17).

Несмотря на обширность аргументации, выводы К. Степаняна дискуссионны — в основном из-за малой разработанности и несогласованности категориально-терминологического аппарата «православного литературоведения», которое активно формируется вокруг фигур Пушкина, Гоголя, Достоевского и других. Исследователь указывает на необходимость новой методологии в изучении писателей, сочетающих религиозность и художественность.

Книга К. Степаняна — настоящая энциклопедия мирового достоевсковедения. Учтены и прижизненная критика, и работы Серебряного века, и штудии советской эпохи, и эмигрантские исследования. Досконально и знание современной литературы о Достоевском, как отечественной, так и зарубежной, — сказался многолетний труд автора по составлению и редактированию альманаха «Достоевский и мировая культура». Хотя обилие ссылок и цитат иногда затрудняет чтение, оно является достоинством этого издания как подлинно научного. Жаль, что в конце книги нет упорядоченного библиографического списка — по нему было бы легко обозреть всю историю изучения Достоевского с XIX по XXI век.

Особое значение имеет последняя глава, давшая название всей книге. Поправки к М. Бахтину — характерный штрих христианско-аксиологического подхода в современном достоевсковедении. Так и К. Степанян считает, что Христос не один из «голосов» незавершимого романного диалога, но прежде всего образ, являющийся духовному зрению героев. Диалог человека с Богом, начавшийся с грехопадения, завершается в визуально-непосредственном узрении Христа как Истины.

О. БОГДАНОВА

  1. Михайлов А. В. Методы и стили литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 9, 12.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2011

Цитировать

Богданова, О.А. К. А. Степанян. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского / О.А. Богданова // Вопросы литературы. - 2011 - №3. - C. 494-495
Копировать