К. А. Чекалов. Популярно о популярной литературе. Гастон Леру и массовое чтение во Франции в период «прекрасной эпохи»
Расцвет массовой литературы в XX веке способствовал возрастающему интересу как зарубежной, так и отечественной науки к этому социокультурному феномену. Монография К. Чекалова посвящена исследованию массовой литературы во Франции в период «прекрасной эпохи». Автор выбирает один из ключевых моментов истории французской беллетристики — переходную эпоху, в которой, согласно закону Бахтина о границах и переходах, сочетаются приверженность традициям и обновление существующих систем.
В отечественной науке эта тема рассматривалась фрагментарно, а в масштабах монографического исследования и вовсе не затрагивалась, так же как и творчество Гастона Леру, сыгравшего огромную роль в становлении детективного жанра. В России не существует ни одного исследования, посвященного Г. Леру; в русских переводах его произведения представлены недостаточно полно.
В монографии используется огромный пласт материалов — современные исследования французских специалистов в области массовой культуры; материалы из отдела рукописей Национальной библиотеки Франции; библиотеки детективной литературы; периодика «прекрасной эпохи», свидетельства современников и родственников Г. Леру. Этот документальный материал помог автору найти новые ракурсы анализа, убедительно аргументировать основные выводы и предположения.
Опираясь на историко-литературный, биографический подходы К. Чекалов создает образ «бонвивана», писателя, блестящего репортера. Автор репортажей обо всех ключевых событиях — процессах анархистов-бомбистов, террористических актах, героизме русских моряков крейсера «Варяг», громких криминальных процессах века, — Г. Леру отличался свободой, беспристрастностью взглядов. За заслуги в области прессы он был награжден Орденом Почетного легиона, за репортажи о героизме русских моряков был удостоен высокой награды — ордена Святой Анны. Не без влияния репортажей Леру была отменена смертная казнь.
В монографии подчеркиваются особенности развития топоса массового, модификации его канонов на протяжении XIX века, повлиявшие на творчество Г. Леру. Произведения, авторы, персонажи предстают во всей своей многогранности — в научном осмыслении своей современности, исторических предшественников. Интерпретация автором широкого историко-литературного контекста строится с учетом стадии развития жанра и общего развития прозы. Эволюция и трансформация жанровых систем определяются «сменой вех», изменением парадигм. Процессы формирования новых установок, новых читательских интересов рассматриваются с учетом демократизации чтения и параллельно растущей урбанизации страны. Модернизация и обновление жанровой поэтики в творчестве писателей середины XIX столетия — Понсона дю Террайля, Поля Феваля, Эмиля Габорио — обусловливаются в монографии эстетическими сдвигами, смещением акцентов, движением к эстетике гибридных форм.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2020