№9, 1968/Литературная жизнь

К 75-летию великого поэта революции

27 июня в Институте мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР состоялась научная сессия «Поэт и социализм. К эстетике В. Маяковского». Сессию открыл директор ИМЛИ В. Сучков. В своем вступительном слове он подчеркнул огромное значение революционной поэзии Маяковского, ее влияние на современный литературный процесс и ее актуальность.

Эстетические поиски Маяковского для нас так же важны, как поиски Горького, ибо они связаны с формированием искусства социалистического реализма. Коснувшись многочисленных концепций зарубежных исследователей творчества Маяковского, Б. Сучков полемизировал с теми, кто пытается представить автора поэм «Облако в штанах» и «Люблю» только поэтом-романтиком и резко отделяет его от Маяковского – агитатора и газетчика. Отвечая западногерманским критикам, Б. Сучков заметил, что было бы неправильно видеть в поэзии Маяковского после Октября элементы дадаизма. Широкий демократизм поэта, его стремление стать понятным народу в своей основе качественно отличны от формалистических лозунгов дадаизма. В заключение оратор отметил, что Маяковский дорог нам не как представитель авангардистских течений, а как один из зачинателей искусства социалистического реализма.

С докладом «Слово – полководец человечьей силы» выступил В. Перцов. «Ныне в ретроспекции нашей литературы Маяковский и Горький стоят рядом, – сказал он. – Явно и наглядно несходство их творческих путей и многих эстетических принципов. Но в перспективе XX века это «взаимоотталкивание» первого прозаика пролетарской революции и ее первого поэта, можно думать, пошло на пользу революционной культуре, обозначило широту, размах великого искусства революции. Разными путями шли эти художники, но сущность их дела в искусстве XX века одна, это явления одного социального корня, вершина одного художественного направления – искусства социалистического реализма».

На конкретных примерах докладчик показал внутреннее единство творческих исканий великих мастеров советской литературы, единство идейно-эстетического отношения к действительности, которое проявилось в многообразии. Позиция Маяковского в искусстве, образно сформулированная в словах: «И мы реалисты, но не на подножном корму, не с мордой упершейся вниз», – оказалась очень близка Горькому с его страстным требованием к художнику вооружить себя зрением будущего, «третьей действительности».

Доклад Л.

Цитировать

От редакции К 75-летию великого поэта революции / От редакции // Вопросы литературы. - 1968 - №9. - C. 245-246
Копировать