№2, 2018/Книжный разворот

James Shapiro. 1606. Shakespeare and the Year of Lear

James Shapiro. 1606. Shakespeare and the Year of Lear. London: Faber & Faber, 2015. 448 p.

Джеймс Шапиро, профессор Колумбийского университета, свою первую книгу издал в 1991 году — о соперниках-драматургах: Кристофере Марло, Бене Джонсоне, Уильяме Шекспире («Rival Playwrights: Marlowe, Jonson, Shakespeare»). В 1996 году обратила на себя внимание его вторая книга — «Шекспир и евреи» («Shakespeare and the Jews»). Изданная в 2005-м «микробиография» «1599: год из жизни Уильяма Шекспира» («1599: A Year in the Life of William Shakespeare»), удостоенная в 2006-м двух премий, предложила новый подход к тому, как писать жизнь Шекспира и какой должна быть современная писательская биография.

Не обошли наградой и критический очерк антистратфордианских теорий, ставящих под сомнение авторство Шекспира, — «Оспоренное завещание (или Оспоренный Уилл). Кто написал Шекспира?» («Сontested Will: Who Wrote Shakespeare?», 2010). Предложив ответ на вопрос, почему, несмотря на отсутствие убедительных аргументов в их пользу, число кандидатов в авторы шекспировских пьес все растет, Шапиро вернулся к написанию второй «микробиографии». Традиционные биографии — «от колыбели до могилы» — не оставляют возможности для внимательного вчитывания в «жизнь и в творчество» в пределах крупного плана, предоставляемого форматом одного года.

Книга включает «Пролог: 5 января 1606», 14 глав и «Эпилог: 26 декабря 1606». Карта шекспировского Лондона, каким он был в 1606 году, приглашает следить за тем, где протекала шекспировская жизнь. Пролог посвящен театрализованному представлению «Гименей» («Hymenaei») в Банкетном зале Уайтхолла 5 января, в первое воскресенье года. Около шестисот гостей съехались на празднество, чтобы увидеть маску, как называли произведение новой драматической формы, еще теснее соединившей с текстом музыку, танец, работу декоратора. В зимний сезон 1605-1606 годов в Уайтхолле прошло 18 театральных представлений, из них 10 пьес были сыграны шекспировской компанией. Маска, придворное новшество, ослепляла двор Якова элегантностью стиха (написанного Беном Джонсоном), роскошью костюмов и спецэффектов (знаменитого Иниго Джонса), прекрасной хореографией (Томаса Джайлса) и музыкой (Альфонсо Феррабоско). Дороговизна масок была запредельной: представление обошлось в три тысячи фунтов, в то время как постановка десяти шекспировских пьес — в сто с небольшим.

«Гименея» играли в ознаменование свадьбы третьего графа Эссекса, сына харизматичного Роберта Девере, и Фрэнсис Говард, дочери графа Саффолка, входившего в состав судебной комиссии, осудившей отца ее жениха на смерть. Юному Эссексу — 14. Поразительной (striking) Фрэнсис — 15. Брак виделся Якову путем к залечиванию старых ран и объединению двух враждующих фракций (своеобразная якобинская переделка «Ромео и Джульетты»).

Шекспиру в 1606 году исполнилось 42 (Яков на два года моложе). Шекспир входил в труппу «Слуги короля», и предположение о его присутствии на маске 5 января представляется вполне логичным. Что он испытывал?

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2018

Цитировать

Егорова, Л.В. James Shapiro. 1606. Shakespeare and the Year of Lear / Л.В. Егорова // Вопросы литературы. - 2018 - №2. - C. 386-389
Копировать