№6, 1962/Теория литературы

Изображение словом

Ленин подчеркивал, что «всякое слово (речь уже обобщает. Чувства показывают реальность; мысль и слово – общее» 1.

Слово является, как известно, результатом обобщения предметов, действий, явлений в родовые группы по каким-либо общим признакам и свойствам. В слове отражается не один какой-либо конкретный предмет, а множество Однотипных предметов или явлений.

Еще А. А. Потебня говорил, что прогресс развития языка происходит как процесс утери словом первоначально обозначаемого представления о том или другом предмете или явлении и замены его значением, которое шире данного первоначального представления. С течением времени слово расширяет свой объем и вместо обозначения одного конкретного предмета или явления становится обозначением множества однородных предметов или явлений. Так возникает, как говорил Ленин, «элементарная абстракция»: «дом» вообще и отдельные «домы» 2. Так возникает слово-обобщение, слово-понятие3. Между его значением и первоначально связываемым с ним представлением о конкретном предмете или явлении «существует неравенство: в значении всегда заключено больше, чем в представлении» (Потебня). Но первоначальный след связи этого значения с единичным представлением в слове все же сохраняется.

Слово «составило вторую, специально нашу сигнальную «систему действительности, будучи сигналом первых сигналов», – говорил И. П. Павлов. Звук слова является той материальной оболочкой, в которой воплощается смысл, что дает возможность «объективировать» мысль и обмениваться мыслями, дает возможность анализировать и синтезировать, обобщать данные непосредственных восприятий, возникающих на основе первой сигнальной системы.

Первая система, отражающая непосредственный контакт человека с внешним миром, является основой второй, постоянно индуцирует эту вторую систему, постоянно подает в ее анализаторскую деятельность конкретно-чувственные данные. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны единого процесса познания. В силу этого диалектического единства и взаимодействия чувственного и рационального, первой и второй сигнальных систем, в нашем сознании теснейшим образом связываются между собой понятия и представления.

Общеизвестны слова Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» 4. Однако почему-то очень редко обращаются к замечательному положению Маркса в его «Введении к «К критике политической экономии» о том, что в человеческом’ сознании «абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» 5. Маркс говорит о возможности как бы диалектического возврата в человеческом мышлении от понятия к представлению. О подобном возврате к конкретному говорил еще и: Гегель (см., например, § 122 его «Логики»).

В повседневной жизни мы постоянно пользуемся переводом представлений в понятия я понятий в представления. Например, для того чтобы вызвать в сознании другого человека какое-то определенное представление, мы прибегаем к понятиям, которые закрепились в словах. При этом мы так соединяем слова, что они начинают выражать уже не отвлеченные логические понятия, а содержание определенной картины. В этом соединении слов, как элементарных понятий, осуществляется вырабатываемая нашим сознанием возможность перевода абстрактных обобщений в конкретно-чувственные представления.

Вместе с тем слова можно подчинить и прямой силлогически-понятийной связи, абстрагированной от конкретного представления.

Искусство писателя использует, как известно, первое из этих направлений, то есть возможность соединения слов, при котором происходит обрисовка » передача таких конкретно-чувственных представлений, картин и т. п., какие для живописца являются «зримым подобием предметов», а для психолога – выражением эмоций, чувств и других духовных состояний.

Но средства выражения художественного мышления у писателя, в отличие от средств выражения в других видах искусства, не конкретно-чувственны сами по себе, а условны, являются «сигналами сигналов», обобщенными знакам» предметов и явлений, «элементарными абстракциями». Именно поэтому при словесном выражении художественного видения действительности писатель использует диалектику перевода понятий в представления. Его образное художественное мышление при этом не растворяется в понятийном, а сохраняет всю особенность именно художественного мышления, как художественно-образного видения и отражения действительности. Язык в его общих свойствах быть -«действительностью мысли» подчинен у писателей внутренней значимости и внутреннему строению образа.

Писатель передает закат солнца, совершенно не располагая красками, передает шум и запах моря, не обладая подобными звуками в звуковом комплексе слов и будучи совершенно лишен средств непосредственной передачи запаха. И тем не менее он, как художник, рисует закаты, передает шум моря и т. д. Писатель «живописует» при помощи ассоциативных связей понятий и представлений, в которых общее сближается с единичным, общее выражает единичное. В такой ассоциации слов-понятий как бы восстанавливается тот первоначальный след связи слое с конкретно-чувственными представлениями, о котором говорилось выше. Так что от ассоциативных связей многих слов-понятий следы эти становятся все ярче и ярче, пока наконец не рождается в человеческом представлении конкретно-чувственный образ.

Вспомним начало рассказа Чехова «Палата N 6», в котором описывается больничный флигель:

«В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним – глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек».

Представления «больничный двор», «ржавая крыша», «серый забор» и т.д. сами по себе выражаются двумя словами-понятиями. Такое их сочетание вносит уже известную определенность изображения.

  1. В. И. Ленин, Философские тетради, Госполитиздат, М., 1947, стр. 286.[]
  2. Там же, стр. 308.[]
  3. Употребляемое здесь выражение «слово-понятие» условно. Как известно, все слова по их значению и функции делятся на знаменательные и незнаменательные, служебные. Знаменательные слова выражают отдельные понятия, являются единством звукового знака и понятийного значения. Слово как звуковой знак – форма понятия; понятие-содержание слова. То общее в предметах и явлениях, что охватывается словом, – это «элементарная абстракция», или элементарное понятие. В отличие от этого, научные понятия охватываются целыми теоретическими положениями и выражают те или другие закономерности, логически отраженные в этих теоретических положениях.[]
  4. В. И. Ленин, Философские тетради, стр. 146 – 147. []
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 12, стр. 727.[]

Цитировать

Филипьев, Ю. Изображение словом / Ю. Филипьев // Вопросы литературы. - 1962 - №6. - C. 90-97
Копировать