№8, 1959/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Из записных книжек А. Фадеева

Продолжение. Начало см. в N 6 за 1959 год

1936 год

2/1.

…»Романтика бедности» 1 – два типа в основе: нечто вроде Бисо и нечто вроде Антона Горового2. Пригодятся рассуждения лефовцев о патефонах.

Все мои отношения с Чарпиным – его систематические бегства из лагерей и моя возня с ним – очень пригодились бы для комедии. Такого рода мальчик неизменно появляется (очередное бегство) в самую неподходящую «трагическую минуту» и разряжает атмосферу….

5/1.

…»Есть что-то необычайно прекрасное в обхождении смелых людей друг с другом во время опасности и несчастья» (Капитан Конрингтон).

Прекрасное, замечательное наблюдение! Это как раз то, что я хотел и что мне не удалось выразить в изображении поведения Суркова и Алеши в бою под рудником (а 3-й части «Удэге»)….

(«Удэге», 4 ч[асть]). Не забыть два сюжетно важных момента:

  1. Алеша, разъезжая по деревням, улавливает слух, пущенный Казанком о «причинах» ухода американцев. Хорошо, если бы удалось показать (например, через Спирьку), откуда эти слухи идут.
  2. Сережа и Кудрявый на руднике. Рабочие говорят о том, что Ланговой живет с женой контрразведчика Маркевича.

24/I.

Арестованный Ланговой возвращается мысленно к разговору с Леной в 18 году: «А чем вы можете проверить, что проливали свою кровь не зря?» – «Я хотела бы, чтобы вы были совсем, совсем свободным волком»….

2/11.

….«…утопизм, который до появления материалистически-критического социализма носил в себе этот последний в зародыше, теперь, выступая на сцену с опозданием, может быть только нелепым, пошлым и в самой основе своей реакционным…» (Маркс – Зорге, 19/Х-77 г.).

Не в бровь, а в глаз нашим «романтикам», пытающимся оправдаться «мечтой» классиков-утопистов!..

Разговор Суркова и Лены.

Лена: О призрачности жизни буржуазн[ого] общества. Пример Гиммера, как лучшего среди других. Живет на виду, не понимая чего-то самого главного » основного в жизни.

Сурков: Призраки опираются на реальные силы и ценности.

Лена: Могла бы быть полезна, как «соглядатай», знающий то общество, в котором жила!

Сурков: Соглядатай полезен только тогда, когда он соглядатай от кого-нибудь.

Лена: О праве дышать, лежать, есть больничный суп.

Сурков: Пример с калекой (учесть Островского).

Сурков: По поводу призрачных отношений. Что Лена считает главным и основным?

Лена: То, что является подлинным содержанием слов, которыми обозначают отношения между людьми, – слов, ставших ложью.

3/II.

….История Владивостока:«Первыми женщинами здесь были три ссыльнокаторжных, из них одна девушка попала сюда за умерщвление своего новорожденного ребенка, другая – черкешенка, из ревности заколовшая мужа, и третья – посадская молодуха, тоже кого-то и за что-то пырнувшая. При полном отсутствии женского элемента их участь не была здесь печальною……..

23/II.

Письмо из тюрьмы. Читают Петр, Алеша, Мартемьянов.

11/III Мысли Марии Цой о смерти. Исчезнуть бесследно. «Пусть ветер разгонит прах мой…»

20////.

Сережа рассказывает отцу об удэгейцах – не то, что он видел на самом деле, а то, что он хотел бы видеть. Он и не догадывается, что его рассказ более соответствует действительному содержанию их жизни. Отец искренне увлечен. Не потому, что понимает, в чем дело, а потому, что он всегда верит тому, что люди говорят ему.

Мария Цой, полюбив Суркова как революционера, все время примеряет его к своей, корейской, обстановке. Наконец, она любит его настолько, что его недостатки – короткие ноги, хромота – кажутся ей качествами, обязательно присущими настоящему революционеру. (Это утрированно, – но я хочу подчеркнуть, что внешность в отношениях людей «одной думы и страсти» – вовсе не главное.)

Отношения Мартемьянова и Владимира Григорьевича. (Очень существенно!)

21/111.

Письмо областного комитета кончается словами: «А в общем все вы работаете хорошо, и мы гордимся вами и завидуем вам…»

— Мы работаем хорошо, а? – сказал Мартемьянов, и слезы вдруг брызнули у него из глаз.

Все обнимаются, целуются.

— Ну вас к черту, – говорил Петр размягченно, – как бы за этими радостями основного не потерять…

Люди, сидевшие в тюрьме, обладали силой, большей, чем сила закона, – силой ума и правды…

Из письма: «Японские политики всегда были несколько глуповаты. По глупости их превосходил только русский царь. Но теперь, когда русского царя мы с божьей помощью ликвидировали, глупее японских политиков уже нет. Вы это объясните мужикам. Они люди с головой, они поймут, и это придаст им бодрости»….

21/IV.

Сухуми.

Не видные из-за деревьев аспирант и аспирантка «ВИРа» 3 обрезают ветви мандаринов, повышенными весенними голосами разговаривают о чем-то профессиональном. Слышны только щелканье ножниц и эти возбужденные голоса. Потом – пауза и страстные поцелуи….

23/ V.

….Возле колоссального Краматорского завода на лужку пастушонок, пасущий коров, разводит костерок….

16/VI.

Белинский о народности искусства.

Первая сторона народности – «верность изображения картин русской жизни». Вторая сторона заключается в «образе мыслей и чувствований, свойственных тому или другому искусству».

Но – между прочим… «разгадать тайну народной психики, для поэта, – значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий» 4 (1845 г. «Восьмая статья о Пушкине»)….

22/VI.

Рабочие редко говорят: «Я с нетерпением ждал», а говорят: «Я не с терпением ждал». Вместо «величие» – «величество».

25/VI.

Рабочий при обсуждении конституции: «У нас до революции только у одного токаря был сын-гимназист, так он им так козырял – весь завод знал»….

13/VII.

Ответственные работники лечатся в Барвихе под Москвой – санаторий с очень строгим режимом. Тайно вызывают из Москвы секретарей, стенографисток, которые на машинах приезжают в условленное место в лесу, – там занимаются делами своих наркоматов и учреждений….

22/VII.

Ликвидирован Профинтерн5. Общежитие его работников. Почему-то именно иностранные работники (во всяком случае многие из них), уже много-много лет живущие в СССР, сохраняют во внешних условиях своего быта черты военного коммунизма. Скудная, в ограниченном количестве, простая, грубая мебель, не очень чисто в комнатах, квартиры из одной комнаты, часто с перегородкой, на стенах ничего, кроме портретов вождей, этажерки с несистематически подобранными, случайными (в зависимости от пестрых потребностей работы) книгами. Кажется, совсем недавно стояла здесь железная печурка с трубой, отведенной в форточку….

13/VIII.

В санатории Барвиха лечится Землячка.

Всякие лекарства, какие ей дают, выбрасывает под стол в корзинку.

Сестры: Что это у вас?

Землячка: Нечаянно рассыпала….

14/VIII.

Письмо Лангового к Вениамину, содержащее примеры распродажи природных богатств и промышленности страны японцам. Возможно, это не письмо, а – Ланговой читает газеты и размышляет об этом. (Лучше всего на угольных копях Гиммера, перед арестом его и Гиммера партизанами.)

Ланговой, арестованный, в сарае, перебирает в уме весь свой путь и находит его ошибочным, бесплодным и ужасным. Он начинает понимать, что прожил «не на той улице». Мысли его о Гиммерах как о выскочках, людях без корней, для которых ничто не дорого, кроме наживы (старик Гиммер), карьеры (Вениамин), наслаждений (Дюдя). У них нет идеалов, родины – ничего.

В 4-й части привести приказ Розанова и комментарии к нему Лангового,

46/XII6.

Замечания в связи с Конституцией.

Кроме основного своего политического смысла, она выражает, закрепляет моральный облик нового человека и новых человеческих отношений.

Формируется новый характер, тип Человека с большой буквы на основе обществ[енной] соц[иалистической] собственности.

Его черты:

  1. Жизнь есть труд. Слава, честолюбие, гордость, уважение – все удовлетворяется и достигается через труд. Почему? Это труд и на себя и на всех, на себя, потому что на всех, и наоборот.
  2. Отмирают, отмерли почет из-за денежного мешка, богатства. Отмирают стимулы стяжательства. Волчий закон капитализма теряет свою силу. Подтянуть, поднять отсталых и слабых. Человек – коллективист.
  3. Право на отдых. Человек получает досуг, формируется как физически здоровый и как человек, могущий удовлетворить своим склонностям.
  4. Человек культурный, образованный.
  5. Отпадают национальн[ые]…. ограничения и ущемления.
  6. Широкое участие в общественной жизни страны и управлении государством.
  7. Воспитание человека-борца, защитника родины, ненависть к врагам, воинская доблесть. «Не надо никого бояться».
  8. Рост чувства достоинства на основе всех прав и обязанностей.
  9. Впервые формируется личность – не как исключение, а миллионы личностей. Отмирание индивидуализма– противопоставления себя другим, вознесения себя над другими. Человек – коллективист.
  10. Миром перестают управлять анархические законы, есть план, есть перспектива развития. Отсюда – оптимизм как одна из самых определительных черт характера.
  11. Растущая мощь техники. Человек – покоритель природы, преобразователь природы….

1937 год

16/III.

Могучий парень с большими красными руками и красным от мороза сильным лицом едет, стоя на санях, натянув обеими руками вожжи, сдерживая силача и красавца битюга. Шуба, накинутая на плечи, как епанча, волочится по снегу за санями. И битюг и парень точно одно целое – красивы и страшны в силе своей….

1/V7

Ялта. Окраина. Молодая женщина несет ребенка, за ней двое рослых парней, веселые, ухаживают. Один:

— Раз мне не можешь ребенка дать, дай матросу, пусть он понесет. Другой (матрос):

— Давай ребенка, я понесу.

Женщина, слегка взволнованная, но счастливая, краснеет, улыбается.

2/V.

Старые работницы:

— Ну, бабочки, давайте встряхнемся! (выпьем)….

О плане. Писатель пишет жизнью своей.

Разделение литературы на – «колхозную», «индустриальную», «транспортную», «молодежную» и т. п. – тоже неправильно. Человек – основа творчества художника. А при таком делении и выпадает мнение художника….

Эстетический критерий оценки неотрывен от худ[ожника]. Только это может дать ясность…

Ответственный работник, старый рабочий, смотрит свою фотографию детских лет (2 – 3 года), – оказывается, он в платьице. Говорит матери: «Как тебе «е стыдно, мама, неужто не могла мне хоть каких штанишек справить?»

Ялта, возле домика Чехова. Вечер. Две загорелых усталых старухи – одна могучая, толстая, с грубым голосом, другая худощавая, иконописная – гонят стадо коз.

Испания. Начало июля 1937 г. 8.

….Второй антифашистский конгресс писателей не похож на обычные съезды этого рода. Он происходит в обстановке ожесточенной гражданской войны. Героический Мадрид под обстрелом. Писатели, книги которых читает весь мир, заседают вместе с бойцами, не успевшими отряхнуть пыль окопов со своих одежд.

Испанские дети и женщины – постоянные участники конгресса. Не успели отгреметь пламенные слова Леона Муссинака9, как на трибуне возникают радостные, полные решимости лица испанской молодежи. Конгресс провожает их бурной овацией. На трибуне английский писатель Бейтс10. Он сражается в рядах республиканской армии. Еще гремят аплодисменты, но председатель объявляет, что слово имеет тов. Вишневский, автор «Мы из Кронштадта». Конгресс встает. Долго не смолкают овации в честь Советского Союза. Итальянский писатель Потенца11 заверяет испанский народ, что фашистская Италия не представляет трудящихся этой страны, стонущей под фашистским сапогом. Народ Италии – вместе с непобедимым испанским народом. Китайский писатель Сяо12 говорит: борьба за свободную Испанию – это борьба за свободный Китай, хотя эти страны разделены тысячами километров.

Один за другим выступают писатели Южной Америки, для которых испанский язык – родной язык.

От Перу – Сесар Вальехо13.

От Чилиг-Роберто Ромеро14. Писатели Мексики, Кубы, Коста-Рики выражают свою солидарность борющимся испан[цам].

Зал стоя аплодирует. Аплодисменты перерастают в овацию, когда на трибуне появляется командир интернациональной бригады немецкий писатель товарищ Ганс15. Он зовет делегатов конгресса навестить бойцов на фронте Гвадалахары.

Седьмого июля – весь конгресс на фронтах. Делегаты беседуют с бойцами в окопах Карабанчеля, Гвадалахары, Брюнетты.

От Болгарии – страны Георгия Димитрова – Крыстю Белев16 – он заверяет испанских товарищей, что лучшие писатели мира останутся вместе с Испанией до полной победы.

И в этот момент раздаются звуки гимна республиканской Испании, и в зал входят герои Брюнетты, неся над головами знамена, отнятые у фашистов.

Мартин Андерсен-Нексе, Алексей Толстой, Андре Мальро17, Нурдаль Григ18 окружены со всех сторон мужественными загорелыми лицами рабочих и крестьян героической Испании. Не смолкают возгласы в честь Единого Народного фронта, в честь Советского Союза, в честь мужественного испанского народа, борющегося за счастье человечества. На митинге 71-й бригады выступил с приветственной речью немецкий поэт Эрих Вайнерт19 и мексиканская писательница….

8/VII.

….Получена приветственная телеграмма от Ромена Роллана. Конгресс стоя приветствует….

Барто20 – не о мертвых детях, за которых фашисты ответят перед всем миром, а о живых испанских детях и о детях всех стран, за счастье которых борется испанский народ….

Бергамин21: Выражает чувства писателей всей Испании и латиноамериканских стран.

Говорит о второй книге Андре Жида22 как о незначительной, но полной значения. «Я прочел эту книгу только что в Мадриде в безмолвии, которое подчеркивалось канонадой. Мы – американцы и испанцы – дали ответ на эту книгу. Отсутствует всякое достоинство и честность мысли. Книга полна мелкой злобы. Противоречия.

Раньше – одиночество. Теперь – солидарность. Особенно с советскими писателями. И вот поэтому мы не можем принять книгу, которая враждебна Советскому Союзу и советским писателям.

К нашему безмолвию присоединяется безмолвие крови убитых. Кровь убитых в Мадриде вопиет к автору книги.

Слушая канонаду фашистов, я видел, какую радость может вызвать эта книга в фашистских траншеях» (Овация)…

Конгресс принимает решение последнее заседание конгресса провести в Париже. Принимается обращение ко всему передовому человечеству….

27/X23.

Драма«Маленький человек» 24.

Варианты биографии, взятые из разных биографий, для героя старшего поколения.

  1. 1920 г. – в кожанке с бархатным воротником и в кожаной кепке. Под мышкой портфель. Волевой склад губ, очень серьезное лицо.
  2. Период армии – в военной гимнастерке и военной фуражке со звездой. Очень юное лицо. Чернявый паренек, с густыми черными бровями. Лицо несколько романтическое, красивое. (Здесь многое можно взять из биографии Куйбышева.)
  3. Период 20 г[одов]. В той же кожанке и кепке. Кожанка расстегнута, расстегнут ворот гимнастерки. Лицо худощавое, бледное, усмешка в глазах и губах.

26/Х

Варианты к «Маленькому человеку»… Но героиня – не старше 27, из работниц.

  1. На рыбной ловле.

— А знаешь, Михал Семеныч, мне уже теперь скучно рыбу ловить.

— Это от образования…

  1. Она:

— А помнишь, Вася, как ты повел меня в театр, – мы сидели на галерке в самом заднем ряду… И какие же мы были молодые! А бедные, бедные… Ты помнишь?

— Еще бы не помнить! Я был в тебя так влюблен… Нет, безумно, ей-богу

— Ты казался мне таким образованным, ты все говорил: это же Григ, послушай. Это же «Марш горного короля»… И я просто с благоговением – ту-ту-ту, ту-ту-ту… а сердце у меня так билось, я думала, какое счастье! Какой он хороший…

  1. Он:

— Ну, что ваши маленькие дела! Побыла бы ты в моей шкуре. Любой вопрос проводить – всех задевает, все надо предусмотреть. Столько противников! Надо маневрировать… (Это говорит Вася, когда он уже начинает подличать.)

  1. Она:

— Я надеялась у вас найти правду, а вы… И вы такой самодовольный! Кто бы мог подумать? (Она у «ответств[енного]» работника. Разоблачить этот характер, противопоставив ему моего героя старш[его] поколения.)

  1. Старик:

— У нас голова правильная, а навыку головой работать нету – работаем-то мы, как известно, руками… Мысля наша дает опережение словам, а без слова никуда, – рука, она все не скажет… Понимаешь? Я прихожу к нему жаловаться, а только руками шевелю. А он думает: врет, старик, злой, видать, а правды в нем нету…

  1. Она:

— Петя? Ну да, Петя? Я даже не думала, что ты вырастешь, и вот…

— А я не думал, что ты состаришься…

— Ой, как обидно, ведь мне только двадцать семь…

— А мне не обидно?

  1. В отношении «самодовольного» важно подчеркнуть, что это не дурак и не чужой человек и – большой человек, но облеплен чужими людьми. Навыки работы вроде и «большевистские» – проверить исполнение, прислушаться к голосу низов, проявить непоколебимую волю в решающий момент, и даже подо всем этим – действительный пафос освобождения миллионов людей, но… слишком уверен в себе, в своем разуме, в своих «большевистских» качествах, поэтому лесть падает на благоприятную почву, и – по существу – слишком многое передоверяет «близким», т. е. чужим, и все идет на пользу врагу, а он не замечает.

Короче: хороший, большой, сильный человек в плену мелкой, но страшной по существу интриги.

  1. Последняя, заключительная сцена: Таню выдвигают в Верховный Совет. Это надо оправдать не только по существу ее жизненного пути, но надо показать и самый момент выдвижения не трафаретно, а тепло, как это и происходит сейчас.

29/Х.

Еще о герое старш[его] поколения.

Витебский период, 1917 г. перед Октябрьской революц[ией], рабочий артиллерийск[их] мастерских. Организатор. Редко выступает. Говорит очень просто.

Секретарь Семипалатинской организации (или Оренбургской?).

Завкадрами в орготделе обкома (или крайкома).

Учился на курсах марксизма и был секретарем парторганизации (там же?).

Делал доклад по теории стоимости Маркса, – все исчерпывает до дна, любой вопрос доводит до конца. Блестящий доклад.

В Казахстане ездил по кишлакам, по аулам (или по казачьим поселениям, если – в Оренбургской?).

Сочетание теории и практики. Работает день и ночь. Слово не расходится с делом.

Исключительная выдержка, неторопливость, вдумчивость, все взвесит. Сочетается с лирическим складом характера – музыкальностью, любовью к стихам, эмоциональностью. Любил попеть, поплясать.

Отзывчивый товарищ. Человек потрясающей скромности. Купил толстовку в 26 г., синюю, – ему казалось, что слишком нарядился. Исключительная простота в домашней обстановке. Всю жизнь прожил на биваке. Получил квартиру. Его застали, как он прибивал гвоздики в ванной комнате для полочки. Он смутился, говорит: «Буржуазная квартира». Не любит заниматься дома в кабинете, а сядет где-нибудь в столовой в уголок и работает.

Прекрасно разбирается в хозяйстве, в технике. Большой практический ум…

7/XI.

Демонстрация наглядно отражает, что происходит в стране. Сильно отражена тема конституции, выборов в Верховный Совет. Тема бдительности.

Интернациональный момент. Испанские события. Портреты Ибаррури, Тельмана, Димитрова.

8/Х1.

Разговор на пляже:

— Знаете, до первого октября здесь была такая комфортабельная публика….

1938 год

11/II.

….Темы рассказов:

  1. Выкуп (о Пьянкове).
  2. Невысказанные чувства (приезд Нички; ранение и – брат ночью, после боя; бойцы на носилках несут; любовь в лазарете)….

11/IV25

…В драме «Маленький человек» у главной героини подружка комедийная, под Андровскую. Соотношение, примерно, Катерины и Варвары в «Грозе».

15/IV.

Вчера – на заседании «Лит[ературного] критика». Зря потерянное время. С уходом Юдина вскрылось их убожество. Отсутствие любви к искусству прежде всего Полная оторванность от живой жизни. Книжные люди, полные цитат и мелочного самолюбия. Русского языка не знают. О литературных вопросах судят по литературной «кухне». Злобные и мелкие буквоеды.

Строят новые дома на ул. Горького. Уходящий ввысь ажурный кран. Чудесная машина – работает легко, точно. В небесном пространстве в стеклянной кабине один человек. На кирпичных стенах, ярких от солнца, – строители – бесстрашные, ловкие, веселые люди. Бесшумно и быстро проплывают над ними, пружиня на троссах, железные коробки с кирпичом, кажется, вот-вот придавят: так стремительно спускаются на канатах прямо на людей, но люди доверяют машине и спокойно и весело принимают груз на руки. Замечательно я этой машине сочетание движении: движения всего этого стройного, уходящего ввысь сооружения по рельсам и движения вращательного, дающего благодаря масштабу крана ощущение большого размаха.

Эта техника создает новый городской пейзаж строгих и точных линий, пейзаж большой силы и изящества.

В таком пейзаже есть что-то марсианское, но все очень очеловечено осмысленными простыми русскими лицами строителей, деревенскими платочками женщин, солеными шутками, улыбками.

Нелепое здание библиотеки им. Ленина в Москве. Какое-то неисповедимое сочетание св. Марка в Венеции с автомобильным гаражом, – это со стороны Моховой. А со стороны переулка (позади) высоченный и скучный прямоугольник.

Двое долго стоят, смотрят на прямоугольник. Потом один говорит:

— Смотри не смотри, запомнить нечего, все одно и то же – раз взглянул и – на всю жизнь.

Англиканскую церковь на Чернышевском переулке переделывают под общежитие рабочих Наркоминдела. Особняк пастора добротной кирпичной кладки. Деревья смотрят в окна. Под церковью остатки старинной кареты с широким сиденьем для кучера и лакея одновременно. Церковь пуста. Снятые витражи с просвечивающими в полумраке святыми прислонены к стенам. Прочные и легкие, хорошего дерева перекрытия под крышей. Пыльный орган. Облупившиеся надписи из евангелия на английском языке.

22/IV.

На перилах сосновой скамейки выступила смола. Маленькая девочка потрогала пальцем, сказала: «Тянучее молоко»…

5/V.

Маленький человек».

Одна из картин – комната в квартире рабочего в новом доме. Большое окно раскрыто, видна большая русская река и фабрика на берегу. Мои подруги – текстильщицы. Мать героини – старая ткачиха. Старухи ткачихи сидят, поют: «Ты колечко мое позлащенное»… Потом – «Бабоньки, встряхнемся». Если действие в Москве, тогда за окном только освещенные окна работающей фабрики. Чуть доносится шум.

Возможный вариант: у героини отец уже умер, одна мать, а у ее комедийной подруги умерла мать, один отец, тот самый старик, который говорит: «Мысля дает опережение словам».

Чудесные, умные, смешные отношения отца и дочери. И вдруг поженить старика на старухе, тогда подруги делаются как бы сестрами, это их очень смешит, веселит. Усиливается комедийный момент, что очень важно….

17/V.

….»Маленький человек».

Обязательно отметить ряд бытовых трудностей: очереди за галошами, нет масла, ширпотреба. Героиня приходит усталая после стояния в очереди и трамвайной давки.

Секретарь парткома на заводе приделал возле стола штепсель, завел электрический чайничек, чашку, – все время пьет чаек и приходящих угощает. Даже полотенце повесил.

19/V.

Выступление парторга на райконференции. Говорит о задержке в приеме в партию по вине райкома:

— Эти два человека полгода пролежали в райкоме партии… (Речь идет об анкетах.)

Выступающий в прениях назвал завкультпропом – почтенную еврейку – леопардом.

20/V.

«Маленький человек».

Двое поругались из-за кадров. Один: «Низкий уровень, серость и т. п.». Другой: «Да ты знаешь ли, что это за люди?» Высоко подымает рабочие кадры, молодежь. В конце переругались. Второй обзывает первого «сволочью». (Возможно, спорят он и она.)

Ткачиха на двенадцати станках – работник искусства, пианистка. «Ткачихи – кремнистый народ».

Противоречие между ткачихой и подмастером.

Первая – «искусство». Второй – грубая материя (в их ведении – оборудование).

«Спор» между старшим поколением (20 – 30 лет у станка) с окончившими ФЗУ и техникумы.

«Пойдем я тебя на карусели проверчу» (ткачиха)….

Две героини-подружки в самый тяжелый период гонения садятся вдвоем за стол: «Давай обсудим» – и выпивают.

Или, наоборот, – в счастливый момент дружбы. Очень душевный, интимный, сбивчивый разговор двух подруг.

«Сидим, как в Метрополе».

21/V.

Конференция учителей с выступлением Кирова. Еще все бедно одеты. Он – в серой, мятой, грубой толстовке….

24/ V.

Замечательные соображения Герцена о будущности Сибири в «Былое и думы» (т. I, стр. 206 – 207): «Тихий океан – Средиземное море будущего» и пр…

20/VI26.

Дорога на Карлштейн.

  1. В тексте этой записи рукой А. Фадеева название «Романтика бедности» зачеркнуто и написано: «О бедности и богатстве» (так был назван рассказ, впервые опубликованный в газете «Правда» 30 декабря 1936 года). []
  2. А. А. Горовой – колхозник из дальневосточного села Чугуевка (односельчанин А. Фадеева).[]
  3. Всесоюзный институт растениеводства []
  4. Курсив А. А. Фадеева []
  5. Профинтерн (Красный интернационал профсоюзов) – международное объединение революционных профсоюзов, существовавшее в 1921- 1937 годах []
  6. На тетради, объединяющей записи с 16 декабря 1936 года по 2 мая 1937 года, рукой А. Фадеева помечено: «Москва – Малеевка – Ялта».[]
  7. На тетради, объединяющей записи с 1 мая по июль 1937 года, рукой А. Фадеева помечено: «Ялта – Испания – Франция».[]
  8. В начале июля 1937 года А. Фадеев в составе делегации советских писателей (руководитель делегации – М. Кольцов) выезжал в Испанию для участия в работе Второго конгресса Международной ассоциации писателей, открывшегося 4 июля 1937 года в Валенсии. Заметки А. Фадеева представляют записи выступлений отдельных делегатов разных стран на этом конгрессе. Конгресс закончил свою работу 19 июля 1937 года в Париже, избрав Бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры в составе ста человек. А. Фадеев был избран членом этого Бюро (от СССР).[]
  9. Леон Муссинак (р. 1890) – французский писатель, режиссер и теоретик кино и театра.[]
  10. Ралф Бейтс (р. 1899) – английский писатель, романист.[]
  11. Николо Потенца – итальянский литератор, антифашист.[]
  12. Эми Сяо (р. 1896) – известный китайский писатель и общественный деятель.[]
  13. Сесар Вальехо (1893 – 1938) – известный перуанский писатель, член коммунистической партии Испании.[]
  14. Роберто Ромеро – чилийский писатель.[]
  15. Ганс Мархвица (р. 1890) – немецкий писатель, коммунист []
  16. Крыстю Бёлёв (р. 1908) – болгарский писатель, коммунист []
  17. Андре Мальро (р. 1901) – реакционный французский писатель []
  18. Нурдаль Григ (1902 – 1943) – норвежский писатель-антифашист, погиб во время второй мировой войны []
  19. Эрих Вайнерт (1890 – 1953) – немецкий поэт, член Социалистической единой партии Германии []
  20. А. Л. Барто – поэтесса, член советской делегации на конгрессе.[]
  21. Бергамин (р. 1895) – испанский поэт, драматург, публицист []
  22. Андре Жид (1869 – 1951) – французский реакционный писатель []
  23. На тетради, объединяющей записи с октября 1937 года по 11 февраля 1938 года, рукой А. Фадеева помечено: «Москва».

    []

  24. «Маленький человек» – название драмы, задуманной А. Фадеевым в 1937 году. Драма не была написана. []
  25. На тетради, объединяющей записи с марта 1938 года по 8 ноября 1939 года, рукой А. Фадеева помечено: «Москва – Крым-Армения».[]
  26. На тетради, объединяющей записи с июня 1938 года по 19 января 1939 года, рукой А. Фадеева помечено: «Чехословакия – Москва – Крым- Москва».[]

Цитировать

Фадеев, А.А. Из записных книжек А. Фадеева / А.А. Фадеев // Вопросы литературы. - 1959 - №8. - C. 121-161
Копировать