№3, 1992/В шутку и всерьез

Из записных книжек 70-х годов. Забытые стихи. Публикация А. Масс

Этой подборкой редакция продолжает публикацию материалов из литературного наследия В. Масса (см. «Вопросы литературы», 1982, N2).

Лаконизм – один из важнейших законов всякого искусства: и театрального и изобразительного. В частности, это один из важнейших законов, если говорить об искусстве эстрады.

Добиться самой большой выразительности самыми простыми средствами, показать целое через деталь, свести рисунок к нескольким линиям, картину к нескольким световым или цветовым отношениям – это важнее всего, это труднее всего, но именно в этом искусство, именно в этом задача драматургов и актеров эстрады.

*

«Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому изображение его собственного лица. Нахмурьтесь – и он в свою очередь кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним – и он станет вашим веселым, милым товарищем».

Теккерей, «Ярмарка тщеславия».

*

Артистка в колхозе вывихнула ногу. Позвали ветеринара.

– Здесь болит? – Нет.

– Здесь? – Нет.

– Здесь? – Ой!

– Тпр… не балуй!

*

Старая цирковая клоунада: у клоуна три букета, а девушек четыре. Клоун никак не может распределить букеты так, чтобы ни одной девушки не обидеть. Раздает букеты слева направо – крайняя правая, девушка остается без букета. Отобрав букеты, клоун раздает их справа налево – крайняя левая остается без букета. Он снова отбирает букеты, вынимает пистолет и одну из девушек застреливает. Теперь все в порядке: оставшиеся девушки каждая получает по букету.

Это предельно глупо, но именно поэтому очень смешно.

*

Борис Ласкин сидел в зубоврачебном кресле в Институте стоматологии. Рот широко открыт, врач готовит пломбу. В этот момент к Ласкину подходит девушка в белом халатике.

– Товарищ Ласкин… У нас в пятницу будет концерт для сотрудников Института. Мы вас очень просим выступить – почитать какой-нибудь из своих рассказов…

Ласкин: – Э-э… Э-э… Э-э…

Девушка: – Нет, к сожалению, бесплатно.

*

Таджикская пословица: «За что соловья сажают в клетку? За то, что он хорошо поет».

*

– Почему вы не были на последнем партсобрании?

– Я не знал, что это последнее, я бы прибежал!

*

Виктор Ардов сказал кинорежиссеру Барнету:

– Не волнуйся. Если тебя выгонят с киностудии, ты сможешь устроиться в планетарии.

– Почему?

– Ты звезд с неба не хватаешь, ты им подойдешь.

*

Умей довольствоваться малым, Пока не станешь генералом. Но кто довольствуется малым, Тот вряд ли станет генералом.

*

Соловьев-Седой рассказывал: он никак не мог достать железнодорожного билета. Понял, что надо дать взятку. Пошел к начальнику вокзала, протянул сто рублей. Начальник зажал руку с протянутыми деньгами, а другой рукой поднял телефонную трубку.

– Прокуратура? Прокурора прошу. Прокурор? Это Менас говорит. Ты сегодня не поедешь, завтра поедешь.

*

– Кого вы считаете вторым скрипачом в мире?

– Давида Ойстраха.

– А первым?

– Ну, первых много!

*

– Сравнил очки с понедельником!

*

Еврей, которому стукнуло 65, решил жениться.

– Почему вы вдруг решили жениться?

– У меня возникла физиологическая потребность.

– А раньше она у вас не возникала?

– Раньше тоже возникала, но я думал, что это ревматизм.

*

– У меня желудок действует, как часы: каждое утро ровно в семь он полностью опорожняется.

– Так это же хорошо! ‘

– Да, но просыпаюсь я в восемь!

*

До тех пор пока в представлении наших критиков стихия слез, стихия трагического страдания и всяческого нытья будет считаться более важной и более почетной, чем стихия смеха, веселья, иронии, до тех пор комедии у нас не будет.

*

«Остроумие подобно бритве, которой легче всего порезаться, когда она притупилась».

Свифт.

*

Рассказ Святослава Рихтера о том, как его вызвали в Министерство культуры:

– Вот что, дорогой товарищ, придется вам ехать в Австралию. Устали? Ничего не поделаешь, надо. Это политически важно. Вас все ценят, вас знают и у нас, и во всем мире. Так что как хотите, а завтра же положите свою скрипочку в футляр и поезжайте.

*

«А» и «Б» сидели на трубе. «А» упало, «Б» пропало. Что случилось на трубе? «И» служило в КГБ.

*

– Доктор, что со мной? Думаю одно, говорю другое, делаю третье.

– Марксизм-ленинизм не лечим!

*

«Совершенно необразованный человек не имеет никаких оснований судить о культурных ценностях по простой причине, что не ведает о них. Полукультурный знает о существовании культуры, но знает так мало, что она кажется ему доступной, а это дает ему возможность судить безапелляционно».

В. Тендряков.

*

… Сначала связывают нам руки, затем издеваются над тем, что мы ничего не в состоянии сделать.

Цитировать

Масс, В. Из записных книжек 70-х годов. Забытые стихи. Публикация А. Масс / В. Масс // Вопросы литературы. - 1992 - №3. - C. 357-368
Копировать