Из записных книжек 70-х годов. Забытые стихи. Публикация А. Масс
Этой подборкой редакция продолжает публикацию материалов из литературного наследия В. Масса (см. «Вопросы литературы», 1982, N2).
Лаконизм – один из важнейших законов всякого искусства: и театрального и изобразительного. В частности, это один из важнейших законов, если говорить об искусстве эстрады.
Добиться самой большой выразительности самыми простыми средствами, показать целое через деталь, свести рисунок к нескольким линиям, картину к нескольким световым или цветовым отношениям – это важнее всего, это труднее всего, но именно в этом искусство, именно в этом задача драматургов и актеров эстрады.
*
«Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому изображение его собственного лица. Нахмурьтесь – и он в свою очередь кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним – и он станет вашим веселым, милым товарищем».
Теккерей, «Ярмарка тщеславия».
*
Артистка в колхозе вывихнула ногу. Позвали ветеринара.
– Здесь болит? – Нет.
– Здесь? – Нет.
– Здесь? – Ой!
– Тпр… не балуй!
*
Старая цирковая клоунада: у клоуна три букета, а девушек четыре. Клоун никак не может распределить букеты так, чтобы ни одной девушки не обидеть. Раздает букеты слева направо – крайняя правая, девушка остается без букета. Отобрав букеты, клоун раздает их справа налево – крайняя левая остается без букета. Он снова отбирает букеты, вынимает пистолет и одну из девушек застреливает. Теперь все в порядке: оставшиеся девушки каждая получает по букету.
Это предельно глупо, но именно поэтому очень смешно.
*
Борис Ласкин сидел в зубоврачебном кресле в Институте стоматологии. Рот широко открыт, врач готовит пломбу. В этот момент к Ласкину подходит девушка в белом халатике.
– Товарищ Ласкин… У нас в пятницу будет концерт для сотрудников Института. Мы вас очень просим выступить – почитать какой-нибудь из своих рассказов…
Ласкин: – Э-э… Э-э… Э-э…
Девушка: – Нет, к сожалению, бесплатно.
*
Таджикская пословица: «За что соловья сажают в клетку? За то, что он хорошо поет».
*
– Почему вы не были на последнем партсобрании?
– Я не знал, что это последнее, я бы прибежал!
*
Виктор Ардов сказал кинорежиссеру Барнету:
– Не волнуйся. Если тебя выгонят с киностудии, ты сможешь устроиться в планетарии.
– Почему?
– Ты звезд с неба не хватаешь, ты им подойдешь.
*
Умей довольствоваться малым, Пока не станешь генералом. Но кто довольствуется малым, Тот вряд ли станет генералом.
*
Соловьев-Седой рассказывал: он никак не мог достать железнодорожного билета. Понял, что надо дать взятку. Пошел к начальнику вокзала, протянул сто рублей. Начальник зажал руку с протянутыми деньгами, а другой рукой поднял телефонную трубку.
– Прокуратура? Прокурора прошу. Прокурор? Это Менас говорит. Ты сегодня не поедешь, завтра поедешь.
*
– Кого вы считаете вторым скрипачом в мире?
– Давида Ойстраха.
– А первым?
– Ну, первых много!
*
– Сравнил очки с понедельником!
*
Еврей, которому стукнуло 65, решил жениться.
– Почему вы вдруг решили жениться?
– У меня возникла физиологическая потребность.
– А раньше она у вас не возникала?
– Раньше тоже возникала, но я думал, что это ревматизм.
*
– У меня желудок действует, как часы: каждое утро ровно в семь он полностью опорожняется.
– Так это же хорошо! ‘
– Да, но просыпаюсь я в восемь!
*
До тех пор пока в представлении наших критиков стихия слез, стихия трагического страдания и всяческого нытья будет считаться более важной и более почетной, чем стихия смеха, веселья, иронии, до тех пор комедии у нас не будет.
*
«Остроумие подобно бритве, которой легче всего порезаться, когда она притупилась».
Свифт.
*
Рассказ Святослава Рихтера о том, как его вызвали в Министерство культуры:
– Вот что, дорогой товарищ, придется вам ехать в Австралию. Устали? Ничего не поделаешь, надо. Это политически важно. Вас все ценят, вас знают и у нас, и во всем мире. Так что как хотите, а завтра же положите свою скрипочку в футляр и поезжайте.
*
«А» и «Б» сидели на трубе. «А» упало, «Б» пропало. Что случилось на трубе? «И» служило в КГБ.
*
– Доктор, что со мной? Думаю одно, говорю другое, делаю третье.
– Марксизм-ленинизм не лечим!
*
«Совершенно необразованный человек не имеет никаких оснований судить о культурных ценностях по простой причине, что не ведает о них. Полукультурный знает о существовании культуры, но знает так мало, что она кажется ему доступной, а это дает ему возможность судить безапелляционно».
В. Тендряков.
*
… Сначала связывают нам руки, затем издеваются над тем, что мы ничего не в состоянии сделать.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.