№3, 1960/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Из литературного наследия Сергея Есенина

Нижепубликуемые малоизвестные стихи Есенина (не включавшиеся им в свои сборники) были в разное время присланы читателями в комиссию по литературному наследию Есенина при Союзе писателей СССР. Стихи относятся к разным годам (1915 – 1919) и предназначаются для пятитомного собрания сочинений поэта, подготовляемого Институтом мировой литературы имени А. М. Горького совместно с Союзом писателей и Гослитиздатом.

Стихотворения подготовлены к печати В. Белоусовым и И. Шнейдером. Большая часть писем Есенина, имеющих литературный и биографический интерес, была опубликована. Здесь публикуются два еще не печатавшихся письма, относящиеся к годам пребывания С. Есенина в Москве и работы корректором в типографии (1913 – 1914; подготовлены к печати и прокомментированы Е. Динерштейном), и два письма от 1924 года к Г. Бениславской с Кавказа. Эти письма переданы редакции А. Назаровой (в ее распоряжении находится весь архив Г. Бениславской) и прокомментированы Е. Динерштейном.

 

I

СТИХОТВОРЕНИЯ

ПЛЯСУНЬЯ

Ты играй, гармонь, под трензель1

Отсыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь!

Парень бравый, синеглазый

Загляделся не на смех.

Веселы твои проказы,

Зарукавник – словно снег.

 

Улыбаются старушки,

Приседают старики.

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники2.

 

Веселись, пляши угарней,

Развевай кайму фаты.

Завтра вечером от парней

Придут свахи и сваты.

1 Музыкальный треугольник, в который стучат палочкой.

2 Ленты в косах.

Стихотворение (и примечания к нему) опубликовано в газете «Кубанская мысль» (Екатеринодар) 29 ноября 1915 года. О публикации сообщил Э. Ротштейн.

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

В эту ночь никто не отгадает,

Отчего кричали журавли.

В эту ночь к зеленому затону

Прибегла она из тростника.

Золотые космы по хитону

Разметала белая рука.

Прибегла, в ручей взглянула прыткий,

Опустилась с болью на пенек.

И в глазах завяли маргаритки,

Как болотный гаснет огонек.

На рассвете с вьющимся туманом

Уплыла и скрылася вдали…

И кивал ей месяц за курганом,

В голубой купаяся пыли.

 

Стихотворение напечатано в журнале «Весь мир», апрель 1916 года, N 16 О публикации сообщили В. Федоров (Ленинград) и В. Ляшенко (Брянск).

* * *

Еще не высох дождь вчерашний –

В траве зеленая вода!

Тоскуют брошенные пашни,

И вянет, вянет лебеда.

 

Брожу по улицам и лужам,

Осенний день пуглив и дик.

И в каждом встретившемся муже

Хочу постичь твой милый лик.

 

Ты все загадочней и краше

Глядишь в неясные края.

О, для тебя лишь счастье наше

И дружба верная моя.

 

И если смерть по божьей воле

Смежит глаза твои рукой,

Клянусь, что тенью в чистом поле

Пойду за смертью и тобой.

Стихотворение напечатано в сборнике «Пряник осиротевшим детям» (Петроград, 1916), выпущенном в пользу общества «Детская помощь». О публикации сообщил Н. Ховряков (Караганда).

Автограф стихотворения хранится в ЦГАЛИ, ф. 464, оп. 4, ед. хр. 4.

* * *

Наша вера не погасла,

Святы песни и псалмы.

Льется солнечное масло

На зеленые холмы.

 

Верю, родина, и знаю,

Что легка твоя стопа,

Не одна ведет нас к раю

Богомольная тропа.

 

Все пути твои – в удаче,

Но в одном лишь счастья нет.

Он закован в белом плаче

Разгадавших новый свет.

 

Там настроены палаты

Из церковных кирпичей,

Те палаты – казематы

Да железный звон цепей.

Не ищи меня ты в боге,

Не зови любить и жить.

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

1915.

Стихотворение напечатано в газете «Дело народа» от 28 марта 1917 года.

Стихотворение представляет значительный интерес для изучения творческого пути Есенина: в нем среди привычной для ранних стихов поэта церковной фразеологии Отчетливо звучит богоборческая тема.

О публикации сообщил Л. Шилов (Москва).

II

ПИСЬМА

Г. А. ПАНФИЛОВУ <Москва, конец июля – начало августа, 1912 г.> 1

Дорогой Гриша!

Письмо я твое получил. Мне переслали его из дома. Я вижу, тебе живется не лучше моего. Ты тоже страдаешь духом, не к кому тебе приютиться и не с кем разделить наплывшие чувства души; глядишь на жизнь и думаешь: живешь или нет? Уж очень она протекает-то слишком однообразно, и что новый день, то положение становится невыносимее, потому что все старое становится противным, жаждешь нового, лучшего, чистого, а это старое-то слишком пошло. Ну ты подумай, как я живу. Я сам себя даже не чувствую. «Живу ли я или жил ли я?» – такие задаю себе вопросы после недолгого пробуждения. Я сам не могу придумать, почему это сложилась такая жизнь, именно такая, чтобы жить и не чувствовать себя, т. е. своей души и силы, как животное. Я употребил все меры, чтобы проснуться. Так жить – спать и после сна на мгновение сознаваться слишком скверно. Я тоже не читаю, не пишу пока, но думаю2.

А я все-таки встречал тургеневских типов.

Слушай!

(Я сейчас в Москве). Перед моим отъездом недели за две – за три у нас был праздник престольный. К священнику съехалось много гостей на вечер. Был приглашен и я. Там я встретился с Сардановской Анной (которой я посвятил стихотворение «Зачем зовешь т. р. м.») 3. Она познакомила меня со своей подругой (Марией Бальзамовой). Встреча эта на меня также подействовала, потому что после трех дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть ее другом. Я согласился. Эта девушка – тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе и по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной.

Здоровье мое после 20 лучше. Курить я уже бросил.

Я недавно написал «Капли». Клеменов4 воскрес, но скоро умрет опять.

  1. Датируется по содержанию: престольный праздник (летний) казанской божьей матери в с. Константинове праздновался 8 июля. Судя по письму, оно – первое после возвращения в Москву в конце июля.[]
  2. По приезде в Москву в 1912 году отец устроил Есенина конторщиком г в магазин замоскворецкого купца Крылова. Окружающая среда, придирки хозяйки вынудили Есенина уйти из магазина. Стремление поэта вырваться из торгашеской обстановки не нашло поддержки у отца, что привело в конце концов к размолвке и временному разрыву.[]
  3. Сардановская Анна Алексеевна – сестра односельчанина Есенина – Николая Сардановского. Первая юношеская любовь поэта. Ей посвящено стихотворение «За горами, за желтыми долами». Упомянутое в письме стихотворение не разыскано.[]
  4. Клеменов Иван – крестьянин села Кузьминского (соседнего с есенинским селом Константинове). Вел среди крестьян после революции 1905 года агитацию против самодержавия в народническом духе. В письме – намек на причастность Есенина к революционной агитации в Москве. О некотором участии Есенина в революционной агитации среди рабочих прямее говорится в других письмах к Панфилову (см. вступительную статью к двухтомнику Гослитиздата, 1955), а также в некоторых воспоминаниях (статья Г. Деева-Хомяковского в журнале «На литературном посту», 1926, N 4).[]

Цитировать

Есенин, С. Из литературного наследия Сергея Есенина / С. Есенин // Вопросы литературы. - 1960 - №3. - C. 127-137
Копировать