№3, 1960/Хроника

Хроника

А. БЕЙЛИН

У КРИТИКОВ И ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ ЛЕНИНГРАДА

Недавно в секции критиков Ленинградского отделения Союза писателей обсуждалось творчество четырех критиков, чьи работы в последнее время привлекли внимание читателей и писательской общественности. Юрий Константин нов, Алексей Павловский, Александр Нинов, Галина Цурикова – все они разные по своим творческим интересам, по манере письма, но их объединяет подлинная любовь к литературе, полемический запал, острота критических суждений.

Об этом говорила в своем вступительном докладе Т. Хмельницкая. Она подчеркнула, что в статьях, опубликованных этими критиками, чувствуется живая мысль, что в анализе художественных произведений нет черты, отделяющей содержание от формы, черты, которая часто делает мертвой критическую речь.

Плодотворно работал в истекшем году Ю. Константинов. В свойственной ему критико-публицистической манере он, как образно заметила Т. Хмельницкая, «исколесил всю нашу литературу, все области нашей страны», размышляя над книгами и жизнью. Опубликованный им обзор «Русская проза 1958 года» («Наш современник», N 2) обширен по материалу. Критик пишет не только о произведениях, напечатанных в московских и ленинградских журналах, но и о повестях и романах, появившихся на страницах журналов «Урал», «Подъем», «Сибирские огни». Не всегда удается ему в этой статье идти в глубь анализируемых им произведений: обширный материал вынуждает подчас ограничиваться короткими зарисовками. Зато в последней части статьи, подводя итоги обзору, Ю. Константинов интересно намечает проблематику, которую впоследствии разрабатывает в других своих работах.

«Литература и экономика» («Звезда», N 1), «Труд, конфликт, форма» («Октябрь», N 7), «Веды описательства» («Новый мир», N 10) – вот наиболее значительные работы критика, напечатанные в 1959 году. Опубликованная в журнале «Дружба народов» статья Ю. Константинова «Передний край литературы» посвящена проблемам современного социального романа.

Несколько в ином плане развивается дарование А. Павловского. Его статьи написаны с долей академизма, однако в них никогда не чувствуется водораздела между задачами историко-литературными и критическими. А. Павловский умеет показать творчество писателя в развитии. Так написаны его статьи «Человек октябрьского измерения» – о поэзии Владимира Луговского («Нева», N 1,) о творчестве Ольги Берггольц в журнале «Русская литература», о произведениях В. Тендрякова. В большом обзоре литературы А. Павловским отстаивается герой, по-граждански глубоко мыслящий и чувствующий.

А. Нинов – еще совсем молодой критик. Всего лишь несколько лег назад он начал выступать в газетах и журналах. Напечатанные им статьи о Горьком были отмечены глубиной критического анализа, новизной трактовки, живостью литературной формы. В исследованиях, посвященных современной литературе, Нинов заявил о себе как полемист. Обзорная статья о современном рассказе выдвигает ряд проблем, связанных с развитием жанра.

Г. Цурикова пишет и о прозе и о поэзии. В докладе были выделены ее статьи о стихах. Большая проблемная статья о лирическом образе насыщена теоретическими положениями. В анализе стихов, определяя их идею, исследуя рифму, ритм, образ, критик не отделяет произведения поэта от личности автора.

Переходя от проблемной статьи к небольшим рецензиям на поэтические сборники, Г. Цурикова последовательно отстаивает идею своеобразия творческой индивидуальности поэта, борется с поэтическими штампами.

Разговор о творчестве критиков, разрабатывающих проблемы современной литературы, вызвал интерес у многих членов секции, в том числе и у критиков старшего поколения. На собрании выступили А. Горелов, Д. Золотницкий, П. Громов, И. Эвентов, Б. Костелянец, А. Амстердам и др.

— Чтобы быть критиком, – сказал А. Горелов, – нужно иметь не только талант, но и моральное право на критику. Острота и смелость суждений, доказательность критической мысли, характерные для критиков, чьи работы обсуждаются на секции, сочетаются у них с большой заинтересованностью в судьбе писателя.

— Произведение критика должно быть произведением литературы, – говорил Д. Золотницкий. – Четыре товарища, представившие сегодня на суд свои работы, выросли в ленинградской писательской организации в тесном общении не только с критиками, но и с прозаиками, поэтами. Это не могло не сказаться на воспитании вкуса, на требовательном отношении к литературной форме критических статей.

Выступавшие на собрании указывали на недостатки некоторых из обсуждаемых статей. В частности, говорилось о том, что тот тип обзора, которому следовала Г. Цурикова в статье «По следам героя нашего времени» (журн. «Молодая гвардия») менее плодотворен. Некоторые из выступавших указывали, что Ю. Константинов иной раз, анализируя экономические проблемы, поставленные в литературном произведении, недостаточно исходит из тех человеческих проблем, которые составляют суть повести или романа. Широта интересов, знание жизни – сила и достоинство критика. Они должны сочетаться с глубоким проникновением в художественную ткань произведения.

Подчеркнув в своем выступлении, что профессиональный рост критика тесно связан с его жизненным, гражданским ростом, П. Громов заметил: критические отделы ленинградских журналов: мало привлекают к работе талантливую молодежь, выросшую в ленинградской писательской организации. Подавляющее большинство их статей опубликовано в московских журналах. Такое отношение к молодым критикам со стороны руководства критических отделов не может способствовать нормальному развитию новых критических кадров.

Вопрос этот имеет особое значение для идущей в литературу критической смены. Не случайно об этом же говорили и на другом собрании секции, когда обсуждались планы работы организованного при секции объединения молодых критиков.

Это объединение работает уже третий год. В него входят молодые критики, недавние выпускники литературных вузов, аспиранты. Большинство из участников объединения уже выступало в печати. Еще не так давно молодежь принимала активное участие в работе критического отдела журнала «Звезда». В последний год эти связи ослабли. Отсутствие постоянной площадки для выступлений сказывается на работе молодых котиков, которые особенно нуждаются во внимательном и требовательном отношении к себе.

Долгое время объединением руководил П. Громов. Сейчас эту работу осуществляет Е. Добин. На занятия объединения с большой охотой приходят многие критики старшего поколения. Здесь обсуждаются доклады по различным проблемам современной литературы, статьи, написанные членами объединения и предназначенные для печати, некоторые критические работы, опубликованные в журналах.

Когда Е. Добин готовил к первому изданию свою книгу «Жизненный материал и художественный сюжет», он прочитал отдельные главы из нее на собрании объединения молодых критиков. Состоялся содержательный разговор, который, по словам автора, во многом помог ему в подготовке книги к изданию.

Член объединения Г. Цурикова написала статью о современной лирике. На обсуждение этой статьи пришли Т. Хмельницкая, Е. Добин, П. Громов. Статья И. Свердловой о сборниках рассказов Э. Шима и С. Тхоржевского вызвала интерес не только молодых критиков, но и авторов этик первых книг. Так, С. Тхоржевский пришел на объединение и принял участие в разговоре. Скончавшийся недавно проф. Б. Эйхенбаум в прошлом году провел с молодыми критиками беседу о принципах исследовательской работы, об изучении им творчества Толстого и Лермонтова.

Проведенная в прошлом году в Москве дискуссия о социалистическом реализме вызвала у молодежи большой интерес. Когда из Москвы возвратились ленинградские критики и литературоведы, участвовавшие в дискуссии, на собрании объединения состоялось обсуждение ее итогов. Подробно о дискуссии рассказал Е. Добин. Молодые критики высказали свои суждения о докладе Б. Бурсова, сделанном на дискуссии, познакомились и с другими докладами и выступлениями.

 

З. ФИНИЦКАЯ

ПИСАТЕЛИ – РАБОЧИМ

В Москве в Центральном доме литераторов работает лекторий по вопросам советской литературы. Он организован для членов бригад коммунистического труда, рабочих московских заводов, фабрик и библиотекарей. Лекции проводятся два раза в месяц.

Программа лектория построена с таким расчетом, чтобы слушатели получили наиболее полное представление о советской литературе, путях развития различных ее жанров, о наиболее значительных проблемах, стоящих перед ней, о заметных произведениях, появившихся за последние годы.

Лекторий открылся вводной лекцией В. Ермилова «Литература социалистического реализма в борьбе за коммунизм». В ней были рассмотрены общие тенденции развития советской литературы, говорилось о ее роли в жизни нашего общества. Остальные занятия лектория строились по-другому. Каждое из них было посвящено какой-либо одной конкретной теме. Например, второе занятие проводилось на тему: «Пути развития советской прозы». Открылось оно коротким вступительным оловом В. Озерова. В этот раз рабочие встретились с В. Катаевым, Л. Никулиным, Ф. Панферовым, которые рассказали о своем творческом пути, об опыте работы над прозаическими произведениями, поделились своими соображениями о современной советской литературе.

Тема третьего занятия – новые книги советских – прозаиков. Перед собравшимися выступили С. Антонов, Г. Николаева, В. Тендряков. Так же были построены два занятия, посвященные вопросам поэзии. О современной советской поэзии рассказал собравшимся К. Зелинский, о молодом поколении поэтов – А. Макаров. Затем выступили поэты А. Сурков, Н. Тихонов, М. Исаковский. Представители молодого поэтического поколения – В. Берестов, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, В. Солоухин – читали свои стихи, отвечали на многочисленные вопросы слушателей.

Тематический круг лекций и занятий, проводящихся в Центральном доме литераторов, очень широк. Слушатели узнают на них о советской песне, об основных этапах развития драматургии и кинодраматургии, о новых пьесах, литературе о детях и для детей, о сатире и юморе, очерке, историческом и историко-революционном романе. Обо воем этом членам бригад коммунистического труда, рабочим, библиотекарям рассказывают те, кто создает литературу – видные наши писатели, поэты, очеркисты, драматурги, критики.

 

М. ЛИПКИНА

ЧТО БУДЕТ ИЗДАВАТЬ «СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ» В 1960 ГОДУ

В этом году издательство «Советский писатель» выпустит ряд новых книг критиков и литературоведов.

К числу теоретических работ относится книга А. Иващенко «Некоторые проблемы социалистического реализма». В центре внимания автора стоят вопросы соотношения традиции и новаторства в литературе, качественные особенности литературы социалистического реализма, отношения критического и социалистического реализма, широта влияния социалистического реализма и возможности дальнейшего развития современного критического реализма. Особое внимание уделяется вопросу о значении и месте социалистического реализма в современной зарубежной литературе.

Проблемам реализма посвящено исследование В. Днепрова. Здесь разрабатываются вопросы теории реализма с учетом богатого опыта развития мирового искусства. Анализируя произведения художественной литературы, живописи, архитектуры, музыки, кино, автор опровергает нападки ревизионистов на социалистический реализм. В связи с основными проблемами теории реализма рассматривается творчество многих русских писателей: Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Толстого, М. Шолохова, Д. Фурманова, Н. Островского, и зарубежных писателей: Бальзака, Флобера, Т.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1960 - №3. - C. 244-253
Копировать