№6, 2014/Книжный разворот

История русской литературы XIX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования

История русской литературы XIX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. В 3 тт. / Под ред. Е.И.Анненковой, О.В.Евдокимовой. М.:Академия, 2012 (серия «Бакалавриат»).

В новом учебном пособии, и это прежде всего становится заметно читателю, предложены новые композиционные принципы- а это значит, и концепции, по-новому организующие хорошо знакомый и нередко плохо собираемый материал.

В первом томе пособия освещается литература 1800-1830-х годов. Характер литературного развития в эту эпоху таков, что многие тенденции не успевают ознаменовать себя литературными памятниками первой величины, поэтому роль и значение обзорных глав существенно возрастает. Даже такие крупные и особняком стоящие фигуры, как В.Жуковский и К.Батюшков, представлены в пособии не главами-персоналиями, а объединены в общий интеграционной раздел «В.А.Жуковский и «элегическая школа»» (Ю.Прозоров и В.Кошелев).

Следует заметить, что некоторые из интеграционных решений авторского коллектива и редактора первого тома Е.Анненковой отличаются сочетанием новизны и бесспорной продуманности. Таково, например, включение в раздел «Философское направление в русской романтической литературе» наряду с любомудрами и ранними славянофилами материала по поэзии декабризма.

Во втором томе, хронологические рамки которого составляют 1840-1860-е годы, обобщающий характер имеет раздел «Литературная жизнь 1840-1850-х гг. «Концы и начала»», в составе которого читатель находит главу о западниках и славянофилах, главу о кружках 1840-х годов и главу о «натуральной школе», главу о писателе, стоящем в определенной степени вне литературных рядов,- С.Аксакове. Героями самостоятельных разделов становятся А.Герцен, И.Гончаров, И.Тургенев, Н.Чернышевский, Н.Некрасов и А.Островский.

В третьей книге пособия, предмет которой- литература последней трети XIX века, обзорные разделы приобретают новое качество. Это уже не очерки литературных движений и не характеристики литературных явлений «второго ряда», а попытки внести в изучение историко-литературного материала теоретические подходы, отчасти пересекающиеся по своей «персональной» тематике с монографическими разделами о крупнейших писателях, авместе с тем преподносящие этот монографический материал вновых, теоретических, ракурсах. Именно таков раздел «Эпос, лирика и драма в истории русской классической литературы», в составе которого выделены главы «Русский роман: становление и разновидности жанра» (В.Котельников), «Драма и театр: тенденции развития» (Н.Михновец), «Завершение классической традиции в русской лирике последней трети XIX в.» (Л.Ляпина).

Нельзя обойти вниманием совершенно новые темы и, соответственно, композиционные звенья в третьей, завершающей, книге пособия. Это прежде всего раздел «Литературная классика в свете актуальных филологических подходов», в состав которого входят две главы: «Русская литература XIX в. и русская религиозная философия» (О.Евдокимова) и «Русская литература XIX в. как метатекст (темы, сюжеты, герои)» (Ю.Балакшина, Н.Михновец). Эти главы не притязают на то, чтобы быть исчерпывающими исследовательскими очерками обозначенных в их заголовках больших проблемно-тематических «узлов» литературной науки. При всем том они получают в учебном пособии весьма важное значение своеобразных «маршрутизаторов», направляющих читателя кновым горизонтам знания и понимания русской классики, прочерчивающих новые перспективы ее изучения.

В пособии достаточно заметна тенденция- как нам представляется, глубоко современная- видеть точки соприкосновения и сопряжения противоположных явлений, динамику их «непрямого» развития, потенциальные перспективы, во многом меняющие их значение.

Автор двух примечательных глав первого тома- о Крылове и Грибоедове- В.Маркович вполне обоснованно утверждает, что движение литературы сквозь стереотипы мысли к неизвестной действительности отразилось и в новациях Крылова-баснописца, но требовало продолжения. Эту потребность, согласно концепции ученого, и воплощало грибоедовское творчество, в котором драматург вслед за Крыловым, но уже в жанре комедии осваивает различные речевые стихии, использует, в частности, разностопный ямб, позволивший стиховой речи в гибкости и разнообразии уподобиться разговорной, и, благодаря этому, осуществляет широкий синтез различных пластов книжного и просторечного языков. Этот литературоведческий опыт, отличающийся отточенностью и выразительностью формулировок, в данном случае может служить образцом аналитического описания художественного явления, где исторический, теоретический и эстетический подходы являют нерасторжимое единство.

Необходимо отдать должное автору раздела «Александр Сергеевич Пушкин» Е.Анненковой: над этой необъятной «стихией» возобладал проникнутый единством историко-литературный взгляд, были найдены точные пропорции в объемах текста, отводимого тому или иному пушкинскому произведению, продуманы соотношения между собственно авторским анализом материала и его освещением в богатейшей пушкиноведческой традиции. В «пушкинском» разделе пособия отражается также и одно качество автора, далеко не всегда присущее литературоведческим исследованиям: раздел заключает в себе многолетний опыт преподавания Пушкина в высшей школе, выступает обобщением и своеобразным итогом этого опыта. Это обуславливает характерное сочетание историко-литературных и собственно поэтологических аспектов изучения творчества Пушкина.

Тургеневский раздел (Н.Мовнина) отмечен вдумчивым и детализированным анализом произведений писателя, точным «прочерчиванием» эволюционных линий его творчества, рядом глубоких и порой очень самобытных наблюдений над особенностями его художественного мира. Что касается раздела, посвященного Н.Чернышевскому (Ю.Прозоров), то здесь с чрезвычайной подробностью представлены взаимосвязи его личности и творчества со сложным литературным и социально-культурным контекстом эпохи.

Целый ряд обновленных и усложненных характеристик писателей-классиков читатель встречает в третьей книге издания. К их числу следует, например, отнести написанный О.Евдокимовой раздел «Николай Семенович Лесков». Описанию отдельных произведений автор предпочитает анализ ключевых принципов поэтики, в которой важную роль играют хроникальность, мемуарность и цикличность. Именно эти принципы превращают лесковское творчество, при всей его калейдоскопичности и многотемности, в «совершенный монолит» (В.Розанов).

Содержательные разделы о Н.Лескове, М.Салтыкове-Щедрине (А.Власкин), Л.Толстом (Е.Петровская) вместе с тем допускают в третьей книге существование своего рода композиционного центра. Таковым оказывается раздел «Федор Михайлович Достоевский», написанный В.Котельниковым и Б.Тихомировым. Здесь обстоятельность рассмотрения повествовательных структур, образов, сюжетов произведений Достоевского сочетается с выводами и обобщениями философского характера.

В целом, при довольно большом авторском коллективе издание отличает и единство замысла, и, подчеркнем это не в последнюю очередь, единство уровня собранных здесь работ. Авторы пособия, безусловно, создавали его в рамках общих представлений петербургской филологической школы и общего типа профессионализма. В этом смысле разделы, например, о Н.Гоголе (С.Шведова), М.Лермонтове (Н.Акимова), А.Герцене (М.Кузьмина), о лирической поэзии (Л.Ляпина), стоят на той же ступени аналитического историко-литературного мышления, что и разделы о классическом романе и драме.

Указывая на невозможность формализации историко-литературного знания «без остатков», авторский коллектив сопрягает точность и строгость фактологического обеспечения своего труда со свободной составляющей в подходах к нему, без которой немыслимы ни описания предмета, ни его читательское восприятие. Актуальные для современного литературоведения проблемы, такие как соотношение классики и беллетристики, взаимодействие литературы и литературного быта, художественного произведения и метатекста, стиля и смысла и т. п., рассматриваются в дискуссионном аспекте с привлечением читателя к соразмышлению и могут привести к самостоятельному выбору читателем того или иного раздела учебника для его более подробного изучения.

Серьезным подспорьем для более системного усвоения обширного литературного материала можно считать синхронистическую таблицу, помещенную в конце третьего тома учебного пособия, хронологически соотносящую исторические события, литературные явления, биографические факты. Полноте общей картины способствуют «хроники» жизни и творчества писателей, предваряющие каждый из разделов и играющие роль биографических микролетописей.

Отметим и те области историко-литературных знаний, которым в пособии уделено недостаточное внимание. Во второй книге помещен совершенно оригинальный очерк «Писатели-разночинцы 1860-х гг.» (Т.Дячук), по-новому, с новой сложностью представляющий малоизвестные фигуры литературного мира эпохи. Однако не хватает главы о Г.Успенском, крупном и, к сожалению, часто забываемом писателе второй половины XIX века. Не всегда, нужно признать, удачны контрольные вопросы в их эвристическом содержании. Вместе с тем новое учебное пособие состоялось и способно принести серьезную пользу в деле вузовского изучения русской литературной классики.

Б. ДЫХАНОВА

г. Воронеж

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2014

Цитировать

Дыханова, Б.С. История русской литературы XIX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Б.С. Дыханова // Вопросы литературы. - 2014 - №6. - C. 396-399
Копировать