№11, 1978/Хроника

Исторический опыт пролетарского литературного движения и развитие социалистической культуры (К итогам научно-теоретической конференции в ИМЛИ)

В последнее десятилетие в мировом литературоведении отчетливо обозначился интерес к истории пролетарского литературного движения – его эстетической и общекультурной платформе, к художественной практике революционно-пролетарских литератур. После острейшего социального кризиса и сопровождавших его, бурных общественно-политических выступлений, потрясших буржуазный мир в 1968 – 1969 годах, в условиях начавшейся вслед за тем интенсивной политизации искусства возникает принципиально новый и чрезвычайно значимый контекст восприятия революционной литературы прошлых лет. Вопрос о классовости искусства, его социальной функции, о взаимоотношениях революции и культуры, идеологии и литературы оказался сегодня выдвинутым на авансцену и, более того, остродискуссионным – в связи с культурными концепциями левого радикализма.

Проблематика истории революционно-пролетарского искусства оказалась соотнесенной с широким кругом явлений в сфере культуры – с реальными процессами собственно литературного развития на Западе, с возникшими здесь в последнее время культурническими движениями демократического характера (объединения непрофессиональных писателей, песенные и агитационные группы, «театры улиц» и пр.), со спорами в современной критике о прогрессивном и революционном искусстве наших дней, о социалистическом реализме и его непосредственных истоках.

Определению места и значения пролетарского литературного движения 20 – 30-х годов в истории национальных литератур, а также в мировом литературном процессе была посвящена состоявшаяся в июне 1978 года конференция, подготовленная Институтом мировой литературы имени А. М. Горького при участии Института славяноведения и балканистики АН СССР. Примечательной особенностью конференции было то, что конкретные историко-литературные явления, связанные с процессом становления революционных литератур в разных странах, рассматривались в свете наиболее актуальной сегодня эстетической и идеологической проблематики. Об этом говорил, открывая конференцию, Г. Ломидзе.

Культурно – идеологическая ситуация, сложившаяся в современном мире, требует осмысления пролетарского литературного движения прошлых лет в его реальной противоречивости, со всеми присущими ему просчетами и историческими заблуждениями. Отсюда одна из главных тем конференции – поучительность уроков истории, связанная с анализом вульгарно-социологических и левосектантских ошибок движения. Вместе с тем в задачи конференции входила постановка вопроса о наследии революционно – пролетарских литератур, определяющем живое содержание традиций социалистического искусства наших дней.

Большое внимание в ходе работы конференции было уделено советскому опыту послеоктябрьского культурного строительства, а также той роли, которую сыграли в преодолении ряда ошибочных представлений о характере новой культуры решения партии по вопросам литературы и искусства.

А. Мясников в докладе «Ленин и проблема пролетарской культуры» охарактеризовал различные аспекты концепции новой, социалистической культуры, которая была разработана Лениным еще в дооктябрьские годы, а в дальнейшем легла в основу программы культурной революции. Ленинское учение о культуре складывалось в борьбе с различными буржуазными и мелкобуржуазными культурологическими воззрениями, исходившими из представления о неспособности пролетариата к производству духовных ценностей, Понятие пролетарской культуры возникает у Левина в связи с осмыслением таких принципиальных эстетических категорий искусства, как партийность и народность. Заключительная часть доклада была посвящена анализу ленинской критики вульгаризаторских представлений теоретиков Пролеткульта о характере и путях строительства новой, революционной культуры.

Л. Скворцова в докладе «Современные аспекты изучения истории пролетарского литературного движения в СССР» отметила, что сегодня возникает необходимость не только в разграничении позитивных и негативных сторон этого движения, но и в определении его общезначимого исторического содержания. Этому препятствует, по мнению докладчика, то обстоятельство, что пролетарское литературное движение в СССР часто рассматривается как локальное, замкнутое в своих исторических рамках и специфике явление. Между тем история формирования революционно-пролетарских литератур в разных странах обнаруживает сходство художественных принципов, эстетических программ и общих тенденций развития. Включение советского опыта в мировой контекст поможет разграничить в нем общее и особенное, что будет способствовать проявлению картины становления социалистического искусства в мировом масштабе.

В докладе В. Келдыша был охарактеризован период формирования основных принципов пролетарского культурного движения в России начала XX века. Уже с дооктябрьских времен оно развивалось в столкновении широкого и сектантски узкого взгляда на новое, революционное искусство. Отмечая типологический характер этого конфликта, свойственного литературам разных стран, В. Келдыш подчеркивает в этом плане международное значение деятельности Горького. Основное внимание в докладе было уделено анализу тех сторон творчества Горького, в которых наиболее красноречиво выразился тип революционного искусства, чуждого сектантской обособленности (расширение самого объекта нового искусства, выход за пределы собственно рабочей темы, художественное многоголосие горьковского повествования и пр.). Характеризуя споры дооктябрьских лет о пролетарской культуре и позицию в них Горького, В. Келдыш раскрывает ее противоположность догматической точке зрения А. Богданова и его единомышленников, которые отлучали интеллигенцию непролетарского происхождения от процесса создания революционного искусства, а с другой стороны, воззрениям меньшевистской критики (А.

Цитировать

Скворцова, Л. Исторический опыт пролетарского литературного движения и развитие социалистической культуры (К итогам научно-теоретической конференции в ИМЛИ) / Л. Скворцова // Вопросы литературы. - 1978 - №11. - C. 305-311
Копировать