№11, 1985/Обзоры и рецензии

Источник творческого вдохновения

В. А. Моторный, Страницы чешской Ленинианы, Львов, «Вища школа», 1984, 160 с.

Влияние ленинизма на современную цивилизацию, на все области научных знаний, на мировую культуру настолько несомненно, что вряд ли нужно доказывать актуальность ленинской темы в литературе и искусстве, а следовательно, и в литературоведении, и в искусствознании. Эта тема не только актуальна, но и сложна, неисчерпаема и многогранна. Она включает как закономерности своего внутреннего развития, так и многие связанные с ней литературоведческие и искусствоведческие проблемы.

Исследованию постижения великой ленинской темы чешскими и словацкими писателями и мастерами искусства посвящена рецензируемая работа В. Моторного. Хотелось бы отметить, что немало интересных мыслей о движении ленинской темы в чешской литературе было уже высказано раньше, в частности в статьях В. Житника, М. Рябчука, Ф. Юнгмана, В. Пекарека, в предыдущих работах В. Моторного, и прежде всего в первом издании его монографии (1970). Рецензируемое второе, дополненное издание монографии В. Моторного логически продолжает все уже сделанное до него в советском и зарубежном литературоведении. Но автор не берет на себя роли последнего арбитра в решении столь важной темы. Понимая ее сложность и многогранность, осознавая необходимость большой подготовительной работы для ее всестороннего изучения и всю полноту ответственности исследователя, В. Моторный подчеркивает, что обобщающие труды, в которых было бы широко и всесторонне раскрыто идейное и художественное богатство чешской литературы и искусства о В. И. Ленине, еще ждут своих авторов.

В. Моторный проделал трудоемкую, кропотливую работу по собиранию, систематизации и анализу богатого историко-литературного материала от истоков чешской Ленинианы до наших дней, распыленного по многочисленным страницам газет, журналов и сборников. Это выгодно отличает рецензируемую монографию от многих существующих публикаций, имеющих фрагментарный, эпизодический характер.

В центре внимания литературоведа произведения более 70-ти авторов, – до В. Моторного никто из исследователей не охватывал такого количества имев создателей чешской художественной Ленинианы. Это отдельные статьи, очерки, эссе, поэзия, мемуарная литература, художественная проза, написанные представителями различных творческих интересов, разных талантов и поколений. Они рассматриваются в трех главах книги, построенных по жанрово-хронологическому принципу. Весь этот историко-литературный материал представляет собой яркую мозаичную картину чешской художественной Ленинианы.

Чешские писатели шли разными путями к Ленину, постигая мир его идей, его образ: и через собственный опыт, и через рассказы побывавших в нашей стране, и через знакомство с советской литературой, театром, кино, с советской и чехословацкой революционной прессой. Некоторые, как, например, А. Запотоцкий, И. Ольбрахт, Г. Малиржова, имели счастье видеть, слышать и даже разговаривать с Лениным. Для каждого из них, отмечает В. Моторный, встреча с Лениным была духовным перерождением, открытием нового мира, человека новой формации, который все энергичнее определяет облик нашего столетия. В этом плане характерны признания С. К. Неймана, В. Незвала, Б. Бржезовского, Л. Штолла, И. Тауфера и многих других чешских писателей и литературоведов. Новая чешская литература начиналась там, где начинался новый человек. Именно личность Ленина и люди ленинской закалки, воплотив в себе качества нового человека наиболее полно, глубоко и разносторонне, стали важной предпосылкой для художественного постижения и воплощения образа этого нового человека.

В. Моторный в основном решает свое исследование как историко-литературное. Истоки чешской художественной Ленинианы связываются в рецензируемой монографии с тем бурным временем, «когда в Чехословакию пришли ленинские идеи, ленинские книги, ленинские дела, воплощенные в завоеваниях Великого Октября, в первых успехах молодой Советской Республики, в рождении новой, социалистической культуры и литературы» (стр. 10). Говоря об этих истоках, В. Моторный подчеркивает, что дс Октября имя Ленина было мало известно в Чехословакии, хотя он был тесно связан с чешским рабочим движением и бывал в этой стране. Такое положение объясняется, с одной стороны, конспиративными задачами, с другой – состоянием дел в чешской социал-демократической партии. Чешская и словацкая буржуазия, оппортунисты из социал-демократической партии сознательно делали все для того, чтобы не допустить распространения ленинских идей и ленинских произведений в стране.

Революционная ломка старого общества в России, первые декреты молодого Советского государства, открывшие всему миру сущность ленинизма, вызвали сочувственные отклики и поддержку среди чешских рабочих, оказали заметное влияние на чехословацкое рабочее движение, сделали имя Ленина одним из самых популярных в Чехословакии.

В монографии В. Моторного приводятся основные сведения об издании ленинских произведений, о популяризации и освоении его теоретического наследия, о пропагандистах ленинских идей. Особое внимание уделяется воспоминаниям ветеранов чешского рабочего движения Б. Шмераля, К. Крейбиха, А. Запотоцкого, документально-художественным книгам М. Иванова «Ленин в Праге» и «Ленин и Прага», в которых рассказывается о пребывании Ленина в Праге, о его интересе к Чехословакии, ее культуре, истории, языку.

В. Моторный показал, что образ Ленина, созданный ветеранами чехословацкого коммунистического и рабочего движения в мемуарной литературе, стал началом того значительного художественного открытия, которое затем нашло свое завершение в публицистике и прозе И. Ольбрахта, Ю. Фучика, Г. Вчелички, М. Майеровой, Т. Сватоплука. Автор детально рассматривает произведения этих писателей, говорит о своеобразии освоения ленинской темы в различных литературных жанрах.

На страницах, посвященных чешской поэтической Лениниане, анализируются творения И. Волькера, С. К. Неймана, В. Незвала, Й. Горы, К. Библа, В. Завады, И. Тауфера, И. Скалы, В. Гонса и многих других чешских поэтов. Именно в поэзии узаконена особая фантазия. Она не ограничивает изображения ни в пространстве, ни во времени. Поэтому Ленин здесь иногда предстает живым уже после своей кончины, рисуются различные обстоятельства, которые сложились после его смерти. Такую фантазию можно назвать одним из преимуществ поэзии по сравнению с другими родами литературы в освоении ленинской темы. Исследуя чешскую поэтическую Лениниану, В. Моторный подчеркивает, что она была вызвана к жизни самой историей и явилась закономерным продолжением прогрессивных, демократических традиций чешской поэзии. Автор монографии удачно сочетает идейно-проблемный анализ с эстетическим, подкрепляет свои суждения большим количеством фактических данных. Конечно, не со всеми оценками В. Моторного отдельных произведений можно согласиться. Но такая полемика закономерна.

Иногда, к сожалению, В. Моторный мало внимания уделяет художественному разбору чешской литературной Ленинианы, идейно-проблемный и эстетический анализ подменяются обзорно-хроникальным, простым перечислением имен чешских художников слова и их произведений (см. стр. 94, 95).

Приходится также сожалеть, что не развернуты шире местами интересно намеченные сопоставления чешской поэтической Ленинианы с Ленинианой в других странах, и прежде всего потому, что изучение творческого опыта чешской поэзии в художественном претворении ленинской темы важно не только для истории чешской литературы. Значение этого опыта шире. Чешская литература, поэзия в частности, имеет давние прогрессивные и социалистические традиции, большие успехи в освоении и развитии социалистического реализма, способствовавшие обогащению этого творческого метода. Кроме того, в чешской поэзии чрезвычайное развитие получили свои национальные традиции. Поэтому системное сопоставление чешской Ленинианы с тематически подобными стихотворениями и поэмами (а таких много!) в литературах других социалистических стран дало бы исключительно благодатный материал для суждений о соотношении национального, регионального и интернационального в решении ленинской темы. Создание чешской, как и всякой другой национальной художественной Ленинианы, – процесс живой. Она пополняется все новыми и новыми произведениями, являясь одним из наиболее ярких примеров слияния национального и интернационального начал в чешской культуре.

Содержательной книге В. Моторного не хватает, по нашему

мнению, и теоретических выводов о движении ленинской темы в чешской литературе и искусстве, об образе героя как стилеобразующем факторе. Само собой разумеется, что образ Ленина оказывал могучее влияние на писателей.

Несколько страниц в монографии посвящено ленинской теме в чешском изобразительном искусстве, хотя и не проводится, никаких параллелей с литературной Ленинианой.

Тем не менее следует признать, что монография В. Моторного дает полное и научно обоснованное представление о чешской художественной Лениниане 1917 – начала 1980-х годов.

Я. ГАВРИЛИШИН

г. Львов

Цитировать

Гаврилишин, Я. Источник творческого вдохновения / Я. Гаврилишин // Вопросы литературы. - 1985 - №11. - C. 257-261
Копировать