Исследование по немецкой литературе
Paul Reimann, Hauptstrdmungen der deutschen Literatur, 1750 – 1848, Beitrage zu ihrer Geschichte und Kritik, Dietz-Verlag, Berlin, 1956, 856 S.
Труд известного чехословацкого ученого П. Реймана «Главные течения немецкой литературы (1750 – 1848)» является ценным вкладом в изучение истории немецкой литературы. В сущности, это первое специальное, более или менее систематическое исследование классической немецкой литературы с марксистских позиций.
Книга состоит из семи крупных разделов, каждый из которых посвящен особому этапу в развитии немецкой литературы от Лессинга до поэзии революции 1848 года. Предлагаемая автором периодизация вполне убедительна, потому что она исторична: литературный процесс обусловлен ходом освободительной борьбы немецкого народа, а не саморазвитием отвлеченных идей. П. Рейман следует здесь за работами основоположников марксизма «Положение в Германии», «Революция и контрреволюция в Германии», намечающими основы подобной периодизации.
В свете конкретных национально-исторических задач рассматривает он главные литературные течения: просветительский реализм, «Бурю и натиск», классицизм и романтизм, реализм и революционно-демократическую литературу 40-х годов. Он выясняет предпосылки их возникновения и смены, давая одновременно существенные характеристики основных писателей и произведений. Хорошо аргументированное изложение подводит читателя к одному из самых важных выводов о том, что «…сила немецкой литературы заключалась в ее неразрывной связи с жизнью народа… в том, что она сыграла выдающуюся роль в становлении немецкой нации и указала ей путь борьбы за счастливое будущее» (стр. 823 – 824).
С начала и до конца, в каждой главе книги ведется активная борьба с реакционной и либеральной буржуазной критикой, исказившей ряд выдающихся явлений немецкой литературы. П. Рейман уделяет, например, много внимания разоблачению легенды Р. Гайма о том, что последний период деятельности Гердера (1790 – 1803) был периодом упадка. В ряде превосходных глав он, напротив, показывает великого гуманиста как одного из наиболее радикальных демократов и патриотов в национальном вопросе, в его отношении к Великой французской революции. В книге Реймана поздний Гердер предстает как один из глубоких мыслителей в борьбе против идеалистической философии, морали и эстетики Канта. Отвергая априоризм и агностицизм Канта, свободолюбивый писатель ополчался и на его учение о «радикальном зле» в человеке, – теорию, оправдывавшую угнетение личности в феодально-полицейском государстве. С той же страстью он выступил в «Каллигоне» (1800) и против формализма кантианской эстетики, отстаивая принцип общественно-полезного, гражданского искусства.
Анализом социально острых романов Клингера П. Рейман доказывает несостоятельность утверждений Эриха Шмидта о писателе как «бессистемном и отсталом мыслителе»; он опровергает вымыслы буржуазной критики об оригинальном писателе-плебее Д. Граббе и в новом свете рисует его тяжелую жизнь. Значительное место уделено идейной борьбе вокруг наследства Лессинга, Гете, Гейне и других крупных представителей немецкой литературы.
Выступая против буржуазной критики, автор постоянно привлекает основополагающие суждения классиков марксизма о немецкой литературе.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1958