№4, 1958/Обзоры и рецензии

Очерк творчества Н. С. Лескова

Б. М. Другов, Н. С. Лесков. Очерк творчества, Гослитиздат, 1957, 188 стр.

Выход новой советской монографии о Лескове – заметное явление в развитии нашего литературоведения. Внимание исследователей все более и более привлекают писатели, чье историческое место в литературном процессе еще недостаточно уяснено. Именно к их числу относится и Лесков, творческий путь которого отличается особой сложностью и противоречивостью.

Современная Лескову и последующая буржуазная критика, в силу своей идейной ограниченности, не могла правильно понять творческой эволюции писателя. М. Горький, не раз заявлявший о благотворном влиянии на его формирование произведений Лескова, справедливо сетовал, что этот «отличный писатель и тонкий знаток русского быта» все еще не оценен «по заслугам перед нашей литературой» 1.

Поэтому особое значение приобретают обобщающие исследования о Лескове. Уже первое из них – книга Л. Гроссмана о жизни и творчестве Лескова (1945) – оказалось значительным шагом вперед в изучении писателя: субъективизм и крайняя тенденциозность авторов дореволюционных монографий А. Волынского и А. Фаресова сменились стремлением к подлинно научному объективному исследованию. В книге впервые был дан всесторонний анализ творческого развития Лескова.

Очерк ныне покойного Б. Другова является результатом его многолетней работы над творчеством Лескова, итоговым обобщением ряда его отдельных статей об этом писателе. Работу отличает стремление внимательно проследить творческую эволюцию Лескова, установить основные поворотные точки его идейного развития, дать четкую периодизацию творчества писателя, построить строгую концепцию его сложного творческого пути. Именно в этом, очевидно, видел автор основную задачу своего исследования.

В идейной эволюции Лескова Б. Другов усматривает следующие основные периоды: первый – 1860 – 1865 годы, в течение которого писатель занимает умеренно-либеральные позиции; второй – 1866 – 1874 годы, знаменующийся сближением Лескова с общественной и правительственной реакцией, третий – 1875 – 1884 годы – период идейного кризиса писателя и усиления в его творчестве критических тенденций, четвертый – 1885 – 1891 годы – период создания религиозных легенд, отмеченных чертами толстовского влияния, и последний, завершающий этап – 1892 – 1895 годы, характерный новым усилением антицерковных и антиправительственных тенденций. Такая периодизация правильно отмечает основное направление идейной эволюции Лескова, однако с нею можно согласиться только в том случае, если в ходе конкретного анализа каждого отдельного этапа творческого развития писателя автор не будет забывать присущей» Лескову крайней противоречивости его мировоззрения, во многом объясняющей нам и противоречия его художественного творчества.

С самого начала литературной деятельности Лескова в его творческом сознании соседствовали противоположные начала: с одной стороны, искренний, горячий патриотизм и гуманизм, трезвое скептическое отношение к прекраснодушному либерализму, с другой – категорическое неприятие революционных путей изменения действительности, подмена актуальных социальных вопросов этическими, поиски выхода из тупика, в который, по мнению Лескова, вошла русская жизнь, в моральном обновлении людей.

Разумеется, соотношение этих сторон в мировоззрении писателя не оставалось неизменным, да и само оно не стояло на месте, а с развитием русской жизни беспрестанно обогащалось новыми идеями. В период общественной реакции конца 60-х годов в нем, несомненно, усилились антиреволюционные тенденции, а в последующие годы – антицерковные и антиправительственные, однако особенности мировоззрения писателя продолжали накладывать свою печать на его художественное творчество.

  1. М. Горький, Собр. соч.» в 30-ти томах, т. 24, М. 1953, стр. 487.[]

Цитировать

Столярова, И. Очерк творчества Н. С. Лескова / И. Столярова // Вопросы литературы. - 1958 - №4. - C. 230-233
Копировать