№9, 1957/Обзоры и рецензии

Исследование о романтизме

Б. Г. Реизов, Французская романтическая историография (1815 – 1830), Изд. Лен. гос. университета, Л. 1956, 535 стр.

Книга Б. Г. Реизова «Французская романтическая историография» исследует французский романтизм в совершенно новом аспекте. Автор изучает не художественные памятники романтизма, а историческую и философско-историческую литературу эпохи – ту область знания, которая сыграла особенно большую роль в развитии художественного творчества 1820-х гг. Анализируя труды буржуазно-либеральных историков Реставрации, впервые поставивших вопрос о борьбе классов, Б. Реизов дает исчерпывающий очерк развития общественной мысли во Франции за полтора десятка лет – от падения Наполеоновской империи до Июльской революции. Книга вскрывает социально-политический смысл исторических исследований этого периода и общественные и философско-нравственные основы французской романтической литературы. Именно поэтому она в равной мере интересна и для историка и для литературоведа.

В центре книги – десяток крупнейших историков эпохи, каждый из которых подвергнут всестороннему изучению. За первыми главами, характеризующими историографические традиции XVIII века и труды Сисмонди и Вильмена, уже наметившего основные принципы романтической реформы, следуют обширные главы о корифеях буржуазно-либеральной историографии 20-х годов (Тьерри, Барант, Гизо, Минье, Тьер, Мишле, Кине, Баланш). Б. Реизов исследует не только основные труды всех этих ученых, – изучены и самые ранние их работы, воссозданы сложные, глубоко индивидуальные пути каждого из них к тому, что автор называет «романтической историографией», а также кратко намечена дальнейшая, весьма различная эволюция этих историков после Июльских событий. Каждая глава представляет собой законченную монографию о том или ином крупнейшем историке эпохи, но вместе с тем является необходимым звеном в общей цепи исследования. В разнообразии всех этих философско-исторических и научных принципов Б. Реизов обнаруживает некоторое единство общественных целей, общность исторического метода, которые и создали романтическую школу историографии.

Единство новой школы автор усматривает прежде всего в том, что ее представители – сторонники широкого либерального течения в различных его оттенках – ставили каждый по-своему, одну основную, кардинально важную для эпохи проблему: проблему французской революции XVIII в. В то время как правительство и реакционные партии пытались вычеркнуть революцию из истории народа и продолжать в современной, по существу буржуазной, Франции «старый режим», либералы стремились доказать историческую необходимость революции, закономерность завоеваний революционного десятилетия. Они считали, что только оправдав революцию, показав ее глубокие исторические корни, возможно было оправдать и новую Францию, Хартию и те либеральные реформы, на которых настаивали буржуазные оппозиционные партии. «Борьба, которую вела французская буржуазия против феодальной реакции, должна была вызвать в публицистике и историографии идею классовой борьбы». «В 1820-е годы история для идеологов буржуазии была арсеналом аргументов в их борьбе с реакцией» (стр. 4, 5).

Оправдание революции требовало выявления закономерностей исторического процесса в целом.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №9, 1957

Цитировать

Ковалева, И. Исследование о романтизме / И. Ковалева // Вопросы литературы. - 1957 - №9. - C. 241-244
Копировать