№8, 1959/Обзоры и рецензии

Исследование о Диккенсе

Т. Сильман, Диккенс. Очерки творчества, Гослитиздат, М. 1958, 406 стр.

Диккенс – один из великих представителей европейского социального романа XIX века, и каждое новое слово литературной науки о нем имеет большой интерес как для истории литературы, так и для литературной теории.

Т. Сильман – автор первого монографического исследования о Диккенсе в нашем литературоведении (рецензируемая книга создана на основе докторской диссертации, защищенной автором в 1942 году).

Книга «Диккенс. Очерки творчества» содержит цельную, интересную, хотя и вызывающую отдельные возражения, концепцию творчества великого английского реалиста.

Облик писателя, как он вырисовывается при чтении книги, целен и исторически правдив. Диккенс в книге Сильман предстает как писатель большого масштаба, глубоко волнуемый общественными проблемами своего времени. Ему, современнику широкого народного движения против капиталистического гнета, были близки настроения демократической общественности, народный гнев против эксплуатации. Резко отмежевывая писателя как от буржуазных идеологов, так и от сторонников феодально-реставраторских идей, Сильман не стремится представить Диккенса революционером. Убедительно рисует автор монографии путь Диккенса ко все более глубокому постижению капиталистической действительности как единого целого, его становление как реалиста, сатирика, обличителя буржуазного общества. Идеи эти, намеченные впервые в обстоятельной статье Т. Сильман (сборник «Из истории английского реализма», 1941), получили развернутое обоснование в ее указанной выше диссертации, послужившей основой для многих работ советских диккенсоведов. Многое в творчестве писателя получает новое, оригинальное истолкование. Т. Сильман порывает с недооценкой социальных романов Диккенса 50-х годов как нового этапа в творческом развитии писателя. По мнению большинства западных критиков, эти произведения уступают более ранним произведениям Диккенса. Не находили, как правило, эти романы (за исключением «Тяжелых времен») должной оценки и у советских критиков. Придерживаясь мнения, что буржуазное искусство, и в частности буржуазный критический реализм, после 1848 года оказывается на ущербе, они нередко переносили – хоть и с оговорками – эту непродуманную формулу на творчество Диккенса.

Ход мыслей Т. Сильман иной. Буржуазный реализм? А вправе ли мы называть буржуазными художников-реалистов, хотя бы и принадлежащих к буржуазии, разделяющих буржуазно-либеральные иллюзии? Сильман и не ставит прямо этих вопросов в своей книге – они как бы сами собой разумеются; с первых же страниц книги она отвечает на них, а в этом ответе и заключается пафос книги Сильман: все творчество Диккенса глубоко антибуржуазно по своей сути; какие бы буржуазные иллюзии ни разделял великий романист, правда его книг решительно заслоняла его иллюзии. Главное в том, что те фальшивые ценности, которые он ниспровергал, были «ценностями» буржуазного общества, а те высокие ценности, которые он утверждал, остались высокими ценностями и для людей социалистического общества.

Избранная Т. Сильман форма «Очерков творчества» позволяет ей не говорить с одинаковой обстоятельностью о каждом из этапов творчества Диккенса. В центре книги оказываются не отдельные произведения Диккенса, а большая проблема – проблема его художественного метода.

Зарубежные диккенсоведы вслед за Дибелиусом утверждают, что писателем XIX века Диккенса делает содержание его произведений, современная тематика, а метод раскрытия действительности взят им у писателей XVIII века.

Т. Сильман идет гораздо дальше. Она стремится выяснить, в чем же своеобразие реализма Диккенса по сравнению с реализмом Филдинга. – Смоллета (даже на первом этапе творчества Диккенса, в пору наибольшей его близости к романистам XVIII века), по сравнению с реализмом его современников, в первую очередь Бальзака, создателя классического тина социального романа для литературы Запада того времени.

Ее выводы интересны и убедительны. Соглашаясь с тем, что Диккенс многим обязан своим предшественникам, Т. Сильман с первой же страницы книги решительно отстаивает убеждение, что особенности реализма Диккенса невозможно понять, если не учитывать сложного (и большей частью опосредственного) воздействия на него романтизма.

Внимательно исследуя роман Диккенса – роман эпохи «развернувшихся внутренних противоречий буржуазного общества» (стр. 9), Т. Сильман делает заключение, что Диккенс, создавая утопию «счастливой жизни», в отличие от писателей XVIII века «стремится уйти от реальной практики буржуазного общества. В этом отношении он, – справедливо замечает автор книги, – несмотря на свое несходство с великими романтическими поэтами Англии (Байроном, Шелли), является в некотором роде их наследником.

Цитировать

Катарский, И. Исследование о Диккенсе / И. Катарский // Вопросы литературы. - 1959 - №8. - C. 213-218
Копировать