№1, 2011/Поэтика жанра

Использовать при прочтении. О жанровом анализе лирического произведения

Разговор о жанре на современном материале нередко сопровождается сомнением: действительно ли писатель теперь мыслит жанром и ориентируется на его законы? Ясно, что предписательной силы жанр уже не имеет, но тогда какой смысл обретают традиционные определения? Наибольшую сложность в этом отношении представляет поэзия с ее склонностью к спонтанности слова и формы. На страницах нашего журнала мы не раз начинали этот разговор, полагая его важным и для критика, и для поэта. Сегодня мы продолжаем его не как сугубо теоретический, а в плане прикладной теории — с тем, чтобы показать, как память жанра участвует в формировании поэтического смысла.

 

Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010 — 2013 годы, ГК П658.

Фиаско большинства жанровых классификаций в сфере лирики объясняется тем, что исследователи недостаточно четко определились, какова роль жанра внутри лирического произведения. Как только внимание перемещается на уровень текстов, красиво выписанные жанровые ярлыки отказываются работать — становятся очевидными отсутствие внятного понимания, что такое жанровый анализ, и неадекватность наполнения категории жанра задачам такого анализа.

Сегодня назвать анализируемое стихотворение элегией или идиллией недостаточно. Необходимо более детальное представление о том, как жанр раскрывает себя на уровне поэтики лирического произведения. Приведу два примера исследовательской работы с лирическим произведением, в которых жанровый подход заявляется или затрагивается, но не реализуется.

О.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011

Цитировать

Козлов, В.И. Использовать при прочтении. О жанровом анализе лирического произведения / В.И. Козлов // Вопросы литературы. - 2011 - №1. - C. 208-237
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке