№3, 2019/Книжный разворот

И. В. Головачева. Путеводитель по «Дивному новому миру» и вокруг

«Путеводитель» И. Головачевой заявлен во введении как «историко-культурный и литературоведческий комментарий» (с. 7) к самому известному роману О. Хаксли и «вокруг». «Вокруг» может ввести читателя в заблуждение: это не просто и не столько обращение к позднейшим размышлениям Хаксли над своим текстом и к двум другим его романам симметричной проблематики, сколько реконструкция научного и социального контекста (наряду с историческим, литературным и культурным), в котором Хаксли находился и работал на протяжении всей жизни.

Можно сказать, что в определенном смысле И. Головачева следует совету, который Хаксли давал современным ему писателям, — насытить свои произведения научным материалом. Так же и автор «Путеводителя» насыщает свое повествование обращением к естественным наукам, заставляя читателя оторваться от привычных литературоведческих категорий и взглянуть на вопрос шире. В случае Хаксли, доказывает И. Головачева, такой подход не только оправдан, но и совершенно необходим. Успех «Дивного нового мира», по мнению автора монографии, явился результатом «целостности, стройности и остроумия тех научных концепций, на которых построен текст» (с. 104). Хаксли, этот «блестяще образованный дилетант» (с. 11), был знаком с лучшими учеными своего времени и участвовал в «профессиональных симпозиумах и конгрессах по психиатрии, психологии, медицине, психофармакологии и парапсихологии и экологии» (с. 77), и без знания особенностей его мировосприятия и пылкого интереса к науке (обусловленного во многом позитивистской средой, в которой он вырос) понимание даже самого популярного его романа представляется затруднительным.

В основном речь в «Путеводителе» идет о спорном отношении самого Хаксли к темам и проблемам, поднятым в «Дивном новом мире». Трудность определения авторской позиции не позволяет дать однозначное толкование произведения, а также создает сложности при попытках определить жанр романа, который нельзя отнести в полной мере ни к утопиям, ни к антиутопиям. Писатель включил в свой роман не только все модные тенденции и увлечения 1920-х годов, начиная с джаза и заканчивая образом Троцкого, но и «разнообразные исторические, политические, антропологические и естественно-научные идеи» (с. 14) своего времени. Научное знание как таковое является, по мысли И. Головачевой, «необходимым условием осуществления его <Хаксли> творческих интенций» (с. 16). Таким образом, задачей автора монографии является по возможности полная реконструкция психобиографических факторов жизни писателя и экстралитературных, в том числе научных, событий, сформировавших его взгляды.

Для начала И. Головачева сосредотачивается на психологических особенностях Хаксли, его травматическом детском опыте и обстоятельствах биографии, определивших взгляды писателя. Автор монографии хочет ответить на вопрос о том, почему роман «Дивный новый мир» получился таким двусмысленным, а также на другой вопрос — почему последняя утопия Хаксли, «Остров», «вышла столь однозначной и, несмотря на это, столь привлекательной» (с. 19). По сути, монография и посвящена движению утопической мысли Хаксли, которая трансформировалась по мере размышления писателя над социальными и психологическими проблемами своего времени.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2019

Цитировать

Маркова, М.В. И. В. Головачева. Путеводитель по «Дивному новому миру» и вокруг / М.В. Маркова // Вопросы литературы. - 2019 - №3. - C. 284-289
Копировать