И старый вздор, и вздорную новинку
Разные аспекты художественного процесса в нашей стране вызывают раздражение буржуазных критиков, но главную атаку они ведут против принципа партийности советской литературы, фальсифицируя теорию и практику социалистической культурной революции. Каких только откровений и прогнозов не встретишь в писаниях на эту тему! Приверженцы доктрины «чистого» искусства утверждают несовместимость понятий «культура» и «политика». Прикрываясь флером внеклассовости, они настойчиво твердят о полнейшей автономии художественной культуры, сравнивают ее с дикой яблоней, растущей вдали от дорог и остающейся равнодушной к тем, кто срывает ее плоды. Называют культуру и цветком, безмятежно цветущим на высокой скале, и красивой затворницей, и даже… слепой кишкой нашего времени…
Все еще всплывает старая мелодия, будто подлинные художественные, ценности может создать автор, находящийся в стороне от общественных потрясений. Выражать насущные интересы общества – это, дескать, удел псевдоискусства. Если художник пишет картину из жизни рабочего или романист рисует борьбу крестьян – он уже псевдохудожник, тиражист, удовлетворяющий лишь спрос потребителя.
Рассуждения подобного рода носят ярко выраженную идеологическую окраску. Нападки на политику КПСС в области культуры – это нападки на социалистический реализм, который лживо истолковывается реакционными буржуазными критиками как синоним примитивной политизации литературы.
Одним из ярых хулителей литературной политики в СССР выступает западногерманский советолог Петер Хюбнер. Он сотрудник Кельнского федерального института восточных и интернациональных научных исследований. За последние годы П. Хюбнер не раз предавал гласности свою концепцию литературного процесса в нашей стране. В 1969, году под грифом кельнского института увидел свет его реферат «Антисталинистское движение среди советской литературной интеллигенции в 1965 – 1968 годы», несколько позже был напечатан доклад «Формальный застой современной советской литературы». В 1971 году в журнале «Остойропа» появилась статья под названием «К положению нонконформистской литературной интеллигенции в СССР. От «невозможности идеологического сосуществования» к «идеологической войне». В 1973 году критик опубликовал небольшой «Очерк советской литературной политики 1917- 1925 годов». И наконец, последняя его работа – «Литературная политика», ставшая специальной главой коллективного труда «Культурная политика Советского Союза», вышедшего более года тому назад в штутгартском издательстве Альфреда Кренера.
Прежде всего П. Хюбнера раздражает то, что советская литература – органическая часть духовного организма социалистического общества, что партия с самого начала ориентировала писателей на отображение реальных процессов общественного развития. Уже в этом критик видит некую заданность, запрограммированность, декретирование, тенденцию, ведущую к ограничению свободного соревнования в художественном творчестве.
В наше время трудно представить себе литературоведа, который бы всерьез утверждал, что литературу вообще можно… учредить и что социалистическая литература создана по приказу или декрету, а не возникла в ходе общественного развития, не явилась ответом на потребность нового времейи. Вроде бы и неловко начинать разговор с напоминания о такой элементарной истине.
Правдиво воссоздать нового героя, вышедшего на авансцену истории после победы Октября – к этому стремились сами писатели, люди очень разных биографий. «Мы входили в литературу волна за волной, – вспоминал А. Фадеев, – нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».
Идеи революции, первые успехи на фронте социалистического строительства повлияли и на творчество писателей, сформировавшихся задолго до исторического штурма Зимнего. А. Толстой, чей путь к революции был сложным, в 1924 году уже новыми глазами смотрел на мир. Его волновали «те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику». И он заявлял: «Я хочу знать этого нового человека… Я противопоставляю эстетизму литературу монументального реализма».
Художественная литература становилась одним из важных средств «ваяния нового человека». Новый герой, новые человеческие отношения нашли художественное воплощение в «Разгроме» А. Фадеева, «Цементе» Ф. Гладкова, «Хорошо!» В. Маяковского, в романах М. Шолохова. И литературные герои, вобравшие в себя лучшие черты людей, преобразующих жизнь на новых социальных началах, стали любимыми в народе. Кельнский же советолог распространяет небылицы, будто с первых дней советская власть возводила всякого рода препоны, мешающие реализации просветительской функции литературы, и литература якобы все больше удалялась от народа. А в 1927 годе П. Хюбнер и вовсе увидел некий «решительный поворот» в советской литературной политике. «Изменение целей состояло в том, – гипнотизирует он читателей, – что литературная политика отныне стремилась подчинить литературу не интересам масс, а сделать ее служанкой партии».
Противопоставление партии и народа, партии и писателей как враждебных друг другу сил проходит лейтмотивом через все сочинения западногерманского критика. Постановление ЦК ВКП (б) 1928 года об обслуживании книгой массового читателя П.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.