№5, 1959/Обзоры и рецензии

Художник и история

А. В. Алпатов, Алексей Толстой-мастер исторического романа, «Советский писатель». М. 1958, 355 стр

Значительна и благодарна задача, поставленная А. Алпатовым: раскрыть характер творческого процесса, результатом которого явился «Петр I», проникнуть в лабораторию художника и исследовать особенности его изобразительного мастерства. Автор сумел преодолеть многие трудности, возникающие при решении этой задачи. Книге присущ широкий взгляд на эстетическую систему писателя. А. Алпатов соотносит историческую концепцию романа со своеобразием творческого метода А. Толстого, видит за конкретным образом и даже деталью художественной ткани общий дух и пафос произведения.

Рассматривая в первой главе рассказы 1918 – 1928 годов на историческую тему, А. Алпатов сознательно отходит от широко распространенного в научной литературе о Толстом тематического принципа при анализе пути писателя к «Петру». Не ограничиваясь только теми произведениями, в которых непосредственно решалась «петровская тема», он стремится определить самый тип художественного мышления А. Толстого, сочетавшего в себе талант писателя с познаниями историка и проницательностью мыслителя. Остается пожалеть лишь о том, что этот принцип отбора произведений на историческую тему автор книги не распространил на произведения, воссоздающие эпоху гражданской войны – романы «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро».

Речь не идет, разумеется, о сколько-нибудь развернутом анализе этих произведений, который может стать предметом особой работы. Но тесное переплетение и активное взаимодействие темы исторического прошлого и темы революционной современности, осмысляемой А. Толстым в историческом аспекте, составляет столь яркую и характерную особенность А. Толстого-художника, что несправедливо было бы оставить ее в тени. Трудно согласиться и с высказанной в заключении первой главы мыслью А. Алпатова о том, что А. Толстой «прерывал работу над историческими темами, чтобы включиться на время (?) в современные сюжеты, вновь возвращался к материалу исторического прошлого и т. д.» (стр. 45 – 46). При всем глубочайшем различии способов изображения эпохи конца XVII – начала XVIII века и Октябрьской революции в основе того и другого было единое миропонимание художника (изменявшееся по мере движения писателя к вершинам искусства социалистического реализма). И работа над современным А. Толстому историческим материалом была не временным отходом от изображения исторического прошлого, а делом, вполне равноправным с этим трудом; больше того – живым источником тех идей, которые позволили писателю придать, как не раз подчеркивает А. Алпатов, «современное звучание» роману «Петр I».

Анализ сюжета и композиции «Петра», методов типизации, примененных в нем, под этим углом зрения помог автору книги найти правильное решение вопроса о природе эпического начала в романе.

Бережное отношение к художественному своеобразию «Петра I» позволило А. Алпатову доказать, что выдвижение «большой истории» на первый план определило и центральное место фигуры Петра в романе, и неослабевающее внимание художника к жизни «многоликой народной Руси», без чего роман утратил бы присущую ему эпическую монументальность, широту охвата исторических явлений.

В основу изображения одной из «трагических и творческих эпох жизни России» Алексеем Толстым, по убеждению исследователя, был положен тот эстетический принцип, который всегда отличал передовое искусство, но с наибольшей полнотой проявился в советской литературе, – принцип исторической правдивости.

Особую ценность в этом смысле представляет собою глава «Работа писателя над историческими источниками и документами петровской эпохи».

Цитировать

Рождественская, И. Художник и история / И. Рождественская // Вопросы литературы. - 1959 - №5. - C. 196-199
Копировать