№5, 1959/Обзоры и рецензии

А. И. Герцен и общественность Сибири

Б. Г. Кубалов, А. И. Герцен и общественность Сибири (1855 – 1862), Иркутск, 1938, 161 стр.

Автор новой книги о Герцене Б. Кубалов поставил перед собой несомненно интересную задачу. Он задался целью проследить взаимосвязи вольных изданий русской типографии в Лондоне с деятельностью демократических общественных кругов в России, на материале освободительного движения 60-х годов в Сибири показать революционную пропаганду Герцена – Огарева в действии, в ее активном влиянии на передовых представителей сибирской интеллигенции.

Как известно, в распространения’ «Колокола» в России В. И. Ленин видел одну из существенных черт политической обстановки в стране в 60-х годах. Издания Вольной русской типографии находили в России благодарную аудиторию; сохранилось немало свидетельств современников о том, как жадно слушали в самых отдаленных углах страны свободную русскую речь. Гневный обличительный пафос придавал изданиям Герцена и Огарева могучую силу революционного воздействия, десятки людей становились тайными корреспондентами «Колокола». В то же время опыт классовой борьбы в России, голос родного народа на страницах вольных изданий помогли Герцену и Огареву преодолеть либеральные иллюзии и решительно стать на сторону революционной крестьянской демократии.

Пути распространения «Колокола» и других лондонских изданий, конкретные формы воздействия этих изданий на русского читателя, средства связи Герцена и Огарева со своими корреспондентами в последние годы все чаще привлекают к себе внимание исследователей. Книга Б. Кубалова отвечает давно назревшей потребности обратиться к конкретному изучению этих вопросов как важного звена в широком круге проблем, связанных с ролью Герцена и Огарева в демократическом подъеме 60-х годов. Автор ограничил себя материалами общественной жизни Сибири в период революционной ситуации, однако его работа имеет и более общее значение.

Основное внимание автора привлекают взаимосвязи сибирской общественности с «Колоколом», но он рассматривает также вопрос о проникновении в Сибирь других лондонских изданий – «Полярной звезды» и «Голосов из России». В книге показан весьма пестрый по своему составу круг читателей Герцена на далекой окраине тогдашней России – здесь и передовые деятели местной интеллигенции, и революционно-настроенная разночинная молодежь, и политические ссыльные, в том числе многие декабристы, и даже представители местной администрации, встревоженные растущим влиянием «Колокола» на сибирское общество.

В проблематике «Колокола» и других вольных изданий Герцена – Огарева Б. Кубалов прежде всего выделяет вопросы, имевшие тесную и непосредственную связь с жизнью и путями дальнейшего развития Сибири. Это были как общие вопросы, волновавшие передовую общественность всей России, – отмена крепостного права, возможность революционного переворота в стране, судьба крестьянской общины и др., – так и выступления Герцена, специально касавшиеся различных сторон общественного быта Сибири вплоть до оценки Айгунского договора, заключенного Россией с Китаем в мае 1858 года. Автор убедительно, на интересных и разнообразных примерах раскрывает воздействие изданий Герцена на развитие общественной мысли Сибири, показывает, с каким вниманием передовые слои края прислушивались к далекому голосу «Колокола», как они стремились войти в близкие отношения с Герценом, используя для этого любую представлявшуюся им возможность.

С большим интересом в книге читается одна из ее заключительных глав – «Молодое поколение Сибири и Герцен». Она наглядно рисует, как революционная эстафета передавалась новому поколению демократически настроенной молодежи. К материалам, давно известным в литературе, автор приобщает новые факты, почерпнутые им из архивных фондов. Следует вообще заметить, что работа Б.

Цитировать

Путинцев, В. А. И. Герцен и общественность Сибири / В. Путинцев // Вопросы литературы. - 1959 - №5. - C. 208-211
Копировать