№6, 1986/Хроника

Художественность: исторические формы и критерии

Этой теме была посвящена традиционная декабрьская конференция прошлого года, организованная кафедрой теории литературы МГУ. Актуальность темы привлекла внимание ученых и преподавателей вузов 26 городов страны. Открывая конференцию, П. Николаев подчеркнул значение принципа историзма и вместе с тем сложность идеи детерминизма искусства временем. Высшие достижения советской военной прозы, например, приходятся не на первые послевоенные годы, а на период после XX съезда партии, который заставил писателей по-новому осмыслить прошлое, фронтовой опыт, преодолеть поверхностность в изображении войны. Необходима историческая мера в оценке художественных явлений, соответствующая диалектике времени и искусства, которое в иные эпохи призвано удовлетворять потребности, лежащие за пределами только эстетического сознания. Предостерегая от догматизма, П. Николаев отметил, что новые явления нередко нарушают прежние устойчивые представления о художественности, как, например, поэма Е. Евтушенко «Фуку!», непривычная по форме, но отражающая особенности современного сознания. Есть и такая «утилитарность» в искусстве, которая работает на создание условий для него в общем процессе духовной культуры.

В докладе Н. Гея «Проблема художественности литературы на современном этапе ее изучения» был раскрыт ряд принципиальных научных позиций в исследовании стиля как художественно неисчерпаемого феномена. Одним из определяющих моментов понятия стиля является, по мнению ученого, проникновение в диалектику части и целого в единой системе художественного произведения. Динамическая система этих отношений и будет реальным носителем художественного смысла, художественной концепции.

Уточняя понятие стиля, В. Курилов (Ростов-на-Дону) предложил различать в нем два аспекта – непосредственно воспринимаемое в эстетическом созерцании совершенство художественной формы и требующую специального анализа внутреннюю организованность всех ее уровней. С точки зрения В. Эйдиновой (Свердловск), стиль – структурный принцип художественного творения, который проявляется в его поэтике и является началом, созидающим устойчивый, цельный мир произведения. Говоря о критериях художественного совершенства, М. Гиршман (Донецк) высказал мысль, что в стиле реализуется связь автора, героя и читателя как одновременно межличностное и внутриличностное общение. Одна из основ художественного совершенства – способность вызвать в каждом человеке чувство его равноценности «всем другим и каждому другому» (М. Горький). Выявить те глубокие социальные отношения, которые при всех отдельных противоречиях все же связывают индивида, общество, историю, человеческий род. Л. Чернец также отметила, что стиль является объективной предпосылкой литературно-критических интерпретаций постольку, поскольку он оставляет место для читательского сотворчества. И хотя мера многозначности текста зависит от авторской программы, все же потенциал его восприятия всегда шире последней и раскрывается постепенно в процессе исторического функционирования произведения.

Однако, уточнила Е.

Цитировать

От редакции Художественность: исторические формы и критерии / От редакции // Вопросы литературы. - 1986 - №6. - C. 273-275
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке