№6, 1986/Хроника

Художественность: исторические формы и критерии

Этой теме была посвящена традиционная декабрьская конференция прошлого года, организованная кафедрой теории литературы МГУ. Актуальность темы привлекла внимание ученых и преподавателей вузов 26 городов страны. Открывая конференцию, П. Николаев подчеркнул значение принципа историзма и вместе с тем сложность идеи детерминизма искусства временем. Высшие достижения советской военной прозы, например, приходятся не на первые послевоенные годы, а на период после XX съезда партии, который заставил писателей по-новому осмыслить прошлое, фронтовой опыт, преодолеть поверхностность в изображении войны. Необходима историческая мера в оценке художественных явлений, соответствующая диалектике времени и искусства, которое в иные эпохи призвано удовлетворять потребности, лежащие за пределами только эстетического сознания. Предостерегая от догматизма, П. Николаев отметил, что новые явления нередко нарушают прежние устойчивые представления о художественности, как, например, поэма Е. Евтушенко «Фуку!», непривычная по форме, но отражающая особенности современного сознания. Есть и такая «утилитарность» в искусстве, которая работает на создание условий для него в общем процессе духовной культуры.

В докладе Н. Гея «Проблема художественности литературы на современном этапе ее изучения» был раскрыт ряд принципиальных научных позиций в исследовании стиля как художественно неисчерпаемого феномена. Одним из определяющих моментов понятия стиля является, по мнению ученого, проникновение в диалектику части и целого в единой системе художественного произведения. Динамическая система этих отношений и будет реальным носителем художественного смысла, художественной концепции.

Уточняя понятие стиля, В. Курилов (Ростов-на-Дону) предложил различать в нем два аспекта – непосредственно воспринимаемое в эстетическом созерцании совершенство художественной формы и требующую специального анализа внутреннюю организованность всех ее уровней. С точки зрения В. Эйдиновой (Свердловск), стиль – структурный принцип художественного творения, который проявляется в его поэтике и является началом, созидающим устойчивый, цельный мир произведения. Говоря о критериях художественного совершенства, М. Гиршман (Донецк) высказал мысль, что в стиле реализуется связь автора, героя и читателя как одновременно межличностное и внутриличностное общение. Одна из основ художественного совершенства – способность вызвать в каждом человеке чувство его равноценности «всем другим и каждому другому» (М. Горький). Выявить те глубокие социальные отношения, которые при всех отдельных противоречиях все же связывают индивида, общество, историю, человеческий род.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1986

Цитировать

От редакции Художественность: исторические формы и критерии / От редакции // Вопросы литературы. - 1986 - №6. - C. 273-275
Копировать