№10, 1959/Хроника

Хроника

К. ГРОМЫКО

В ДОМЕ-МУЗЕЕ А. П. ЧЕХОВА

Наш корреспондент обратился к директору Дома-музея А. П. Чехова К. Виноградовой с просьбой рассказать о том, какую научную работу ведет музей. Вот что рассказала К. Виноградова:

— В связи с исполняющимся в январе 1960 года столетием со дня рождения Антона Павловича Чехова наш музей подготавливает новую экспозицию. Что сюда войдет? Прежде всего новые рукописи Антона Павловича, книги с его автографами, письма к нему, большой изобразительный материал. Научные сотрудники музея ведут исследовательскую работу. В экспозиции будут представлены, например, альбомы, подготовленные Е. Балабанович. Один альбом посвящен теме «Чехов и Чайковский» (50 п. л.). Здесь будет много новых документов о биографических и творческих связях двух великих людей.

Другой альбом – «Чехов и «осколки московской жизни» – освещает период 80-х годов в творчестве писателя, когда он сотрудничал в петербургском журнале Лейкина «Осколки». Здесь проанализировано не только творчество Чехова этого периода, но и сам журнал.

О. Кудрявцева готовит работу, посвященную пейзажу, сатирическому и лирическому направлению в произведениях Чехова 80-х годов. Ею же сделано исследование «Чехов и Рахманинов».

В издательстве «Московский рабочий» скоро должна выйти книга К. Виноградовой «Чехов в Мелихове» (6 п. л.). Это очерк о жизни и творчестве, литературных и общественных связях Чехова в «мелиховский период». В книге публикуются новые материалы из чеховского архива – воспоминания о Чехове, письма к нему.

К юбилею писателя в «Литературном наследстве» будут сделаны новые публикации – письма Антона Павловича к различным корреспондентам, собранные домом-музеем и Государственным литературным музеем. Публикуется новая страничка рукописи Чехова «Дама с собачкой».

Наш музей ведет и большую массовую работу. Устраиваем мы, например, регулярно выставки «По чеховским местам нашей родины». На одной из таких выставок были показаны серии рисунков художника Сергея Михайловича Чехова, племянника писателя, представлены зарисовки знаменитых чеховских мест: Мелихова, Ялты, Таганрога и даже Сахалина, куда художник совершил поездку.

Дом-музей Чехова осуществляет связь с другими чеховскими музеями страны. Мы совместно обсуждаем планы работы, проводим научные конференции.

 

С. МАСЧАН

КОЛЛЕКЦИЯ АВТОГРАФОВ

Государственный литературный музей располагает большим собранием книг с автографами советских писателей. Хронологически это собрание охватывает весь период развития советской литературы с 1917 года до наших дней. Здесь есть автографы крупнейших советских писателей, а также литераторов, чьи имена уже почти забыты.

В собрании представлены автографы М. Горького, А. Луначарского, А. Блока, В. Маяковского, А. Толстого, К. Федина, М. Пришвина, А. Фадеева, И. Эренбурга, А. Твардовского, С. Михалкова и многих, многих других писателей.

Много книг, подаренных Д. Бедному, библиотека которого была передана музею. Надписи на этих книгах еще раз свидетельствуют о той популярности, которой пользовался пролетарский поэт. Среди них автограф В. Маяковского на книге «Разговор с фининспектором»: «Тов. Демьяну Бедному Владимир Маяковский с приветом» и Иосифа Уткина: «Красным карандашом красному писателю от внука по литературе с искренней сердечностью. Иосиф Уткин 21. IV. 26».

Тут же восторженные надписи начинающих писателей: «Глубокоуважаемому пролетарскому поэту Демьяну Бедному от автора на добрую память. Здесь первые потуги на литературном фронте начинающего писателя в годы керенщины. С. Лукашевич. Ленинград. 1924 г.». «Духовному творцу нашей Красной Армии, ее вдохновителю – Демьяну Бедному с любовью от автора. Илья Лука-шин. 2.111.28. Москва».

Трогателен и значителен автограф Анри Барбюса на его книге «Факты»: «Демьяну Бедному братски Ваш Henri Barbusse» (Рукой Д. Бедного дата – 11. IV. 28. Москва.)

Нельзя не сказать и об автографе самого Д. Бедного: на форзаце одной из книг, принадлежавших Д. Бедному, его рукой написано: «В 13 ч. 30 м. был у гроба В. Маяковского. Грусть! Е. Придворов. 16.IV.30. Москва». Этот автограф поражает своей непосредственностью. Видимо, сразу же после того, как он был у гроба В. Маяковского, Бедный на первой попавшейся книге написал эти слова.

Вот «Первая конная» Вс. Вишненского, издание 1930 года, с автографом автора: «Тов. Крученых А. Е. – вот Вам «новое в писательской технике», – а главное – в опыте души. Вс. Вишневский. Москва».

Некоторые автографы носят справочно-биографический характер, они могут быть использованы при изучении творчества писателя.

Л. Сейфуллина на своей книге «Четыре главы. Повесть в отрывке» (Барнаул, 1922) много лет спустя после ее издания написала: «Первая моя отдельная книга. Москва, 17 сект. 1942».

Автографы могут рассказать об интересных, иногда и мало известных дружеских связях и симпатиях. Таков, например, автограф А. Блока на собрании стихов «Ночные часы»: «Алексею Николаевичу Толстому с приветствием Александр Блок. Ноябрь. 1911».

Сохранился очень характерный для Маяковского автограф: «Дорогому собойцу и сотоварищу Моору. Вл. Маяковский 10.X.29».

В библиотеке можно увидеть книгу армянского поэта Е. Чаренца «Страна Наири» с надписью: «Дорогому Максиму Горькому. Егише Чаренц. 25. VII.28. Эривань».

На одном из экземпляров первой книги «Тихого Дона» М. Шолохов написал: «Д. Алтаузену. От автора, тронутого стихами о Украине. М. Шолохов».

Можно прочесть дружескую надпись С. Есенина: «Милому Петру Авдеевичу Кузько на безлихвенную память. С. Есенин. 1918. Май. Москва».

А вот перед нами дарственная надпись С. Есенину на книге Ю. Балтрушайтиса «Горная тропа» («Скорпион», 1912): «Сергею Александровичу Есенину, милому поэту русского раздолья и всех его дорог, с приветом Ю. Балтрушайтис. Москва 22.I.16».

Некоторые автографы свидетельствуют о длительных дружеских и творческих связях. Таков, например, автограф Н. Телешова В. Вересаеву: «Дорогому старому товарищу Викентию Викентьевичу Вересаеву в день его 50-летнего юбилея, в знак искреннего уважения и дружбы и в память литературных товарищеских «сред». Н. Телешов. 1935. 22. XII».

Можно привести много примеров интересных автографов, связанных с именами и других советских писателей.

Особого внимания заслуживают автографы, в которых выражено отношение писателей к своим произведениям. Так, например, на книге «Барсуки» Л. Леонова можно прочесть: «Милый Сергей Федорович (С. Ф.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1959 - №10. - C. 240-249
Копировать