№2, 1959/Хроника

Хроника

ПЛАНЫ МОСКОВСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ НА 1959 ГОД

Учпедгиз. Среди книг, выпускаемых Учебно-педагогическим издательством Министерства просвещения РСФСР, – учебники, учебные пособия, издания, входящие в серии «Библиотека учителя» или «Библиотека школьника», монографии, методические пособия.

Несколько лет в среде педагогов и методистов обсуждается вопрос о новом учебнике для школ по русской советской литературе. В настоящее время уже готовы два пробных учебника по советской литературе. Один из них написан коллективом авторов – сотрудниками Академии педагогических наук под общей редакцией Л. Тимофеева, другой – А. Дементьевым, Л. Плоткиным и Е. Наумовым. По сравнению с существующим пособием тех же авторов, оно охватывает более широкий литературный материал. В нем больше внимания уделено анализу мастерства писателей, значительно полнее рассматривается литературный процесс. Оба учебника выйдут в свет в 1959 году.

Впервые предпринимается издание большого учебника для вузов по русской литературе XIX века. Он выходит под общей редакцией Ф. Головенченко и С. Петрова. В нем монографические главы, характеризующие творчество отдельных писателей, будут сочетаться с большими обзорными разделами, освещающими развитие литературы.

Хрестоматия по китайской литературе (пособие для вузов) выпускается Учпедгизом впервые. Хрестоматии предпослан очерк истории китайской литературы (автор С. Конрад). Оба ее тома охватят наиболее значительные произведения литературы Китая.

Издательство периодически выпускает две серии популярной «Библиотеки учителя» – по вопросам литературоведения и языкознания. Литературоведческая серия в ближайшее время пополнится рядом новых изданий.

А. Ревякиным написана большая книга «Проблема типичности в художественной литературе». В ней рассматривается сущность типизации в искусстве вообще и принципы типизации в литературе различных направлений, реалистических и нереалистических. Теоретические выводы исследователя базируются на широко привлекаемом литературном материале.

«Введение в технику литературоведческого исследования» – так будет называться труд П. Беркова. Он включает в себя три раздела. Первый посвящен литературоведческой библиографии и библиографическим изысканиям, проблемам источниковедения. (Эта часть работы уже была опубликована в 1955 году.) Второй раздел книги освещает вопросы текстологии, палеографии, сравнения различных редакций текстов и т. д. В третьем – главное место уделено историографии и хронологии.

В литературоведческой серии «Библиотеки учителя» предполагается издать сборник статей под редакцией Л. Тимофеева «Вопросы теории русского стиха». В него войдут работы об особенностях русского народного стиха, о русской стихотворной рифме, о стихе как единице стихосложения, о ритмике и строфике и т. д. Большинство теоретических проблем исследователи стремятся решать на материале современной советской поэзии. Авторы сборника – В. Никонов, И. Деркачев, Л. Тимофеев и другие.

В ряде изданий этого цикла есть и книги, посвященные проблемам русского народного литературного творчества: работы В. Сидельникова «Поэтика русской народной лирики» и В. Аникина «Сказки русского народа». В. Сидельников исследует здесь не только историческую народную лирику, но и современный фольклор, рассматривая его специфические особенности и черты. В. Аникин анализирует поэтику русской народной сказки в историческом аспекте. Его труд включает большое количество текстов в новых записях и редакциях.

В «Библиотеке учителя» будут и отдельные работы, посвященные тем или иным конкретным проблемам истории русской литературы. Одна из них – книга В. Лаврецкой «Историческая тема в творчестве Пушкина». В ней анализируются основные проблемы произведений Пушкина на темы русской истории, рассматривается вопрос •о влиянии их на историческую науку.

Кроме литературоведческой серии, – «Библиотека учителя» выпускает популярные работы и по вопросам языкознания. Уже вышла краткая «История русского литературного языка» В. Левина. Это научно-популярный лингвистический очерк, рассматривающий основные этапы развития русского литературного языка от древнего периода до 30-х годов XIX века. Большое место уделено Пушкину – основоположнику современного русского литературного языка.

Учпедгизом начата работа над новым типом книг, входящих в «Библиотеку школьника». Раньше в этой серии издавались только литературные тексты. Сейчас эти издания делаются «полунаучными» – к ним дается подробный реальный и стилевой комментарий, послесловие, рассказывающее кратко об авторе произведения, анализирующее текст. Так будут изданы «Разгром» А. Фадеева, «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Капитанская дочка» А. Пушкина.

Готовится ряд монографий об отдельных писателях. А. Белецким и А. Дейчем написана книга о Т. Шевченко. Она анализирует различные проблемы творчества Шевченко, рассматривает русско-украинские литературные связи. Несколько другого типа книги- популярные критико-биографические очерки о творческом пути того «ли иного писателя. Будут изданы работа Н. Михальской о Диккенсе и книга О. Шайтанова о Ромене Роллане. Они рассчитаны на учителей и школьников старших классов, интересующихся зарубежной литературой.

Поэме А. Твардовского «Василий Теркин» посвящено монографическое исследование П. Рощина. Это переработанное и дополненное издание работы того же автора. В нем рассматриваются подробно особенности стиха поэмы, ее художественные достоинства.

Среди работ по методике будет издана книга Д. Чирова, учителя из Караганды, «Изучение творчества Маяковского в десятом классе». Кроме специально методических вопросов, автор останавливается также на эстетическом анализе произведений Маяковского, его лирики и поэм. Книга написана с точки зрения учителя-практика, много занимающегося как методической, так и литературоведческой работой.

Издательство академии наук СССР. Редакция языка и литературы Издательства Академии наук СССР совместно с Институтом мировой литературы имени А. М. Горького подготовили к выпуску трехтомную «Историю русской советской литературы». Первый том охватывает 1917 – 1929 годы. Он открывается вводной обзорной статьей, написанной Л. Тимофеевым, показывающей исторический процесс развития русской советской литературы за эти годы. Том включает в себя двенадцать монографических глав о наиболее выдающихся писателях тех лет.

Цитировать

От редакции Хроника / От редакции // Вопросы литературы. - 1959 - №2. - C. 251-258
Копировать